Однажды, неплохой веселой компанией мы отправились в небольшую "экспедицию" по горнозаводскому Уралу. Ее идея вызревала всю зиму вместе с моим донецким коллегой Владимиром Андреевым пока наконец не воплотилась в жизнь.
Цель поездки - первичное знакомство с индустриальным наследием Урала с перспективой вовлечения его в социо-культурный оборот. Понятно, что за несколько дней можно получить только поверхностное впечатление, но копилка наших знаний пополнилась основательно, а чуть позже состоялось более масштабное путешествие.
За шесть дней мы прошли маршрут: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск-Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь
Общая протяженность маршрута составила 1103 км. Потрачено 94,3 литра бензина Аи-95. Средний расход составил 8,5 литров на 100 км пути.
Состав участников: Старков А.Е. (Пермь); Андреев В.А. (Донецк, ДНР); Карпович С.В. (Несвиж, Республика Беларусь).
Поездка носила ознакомительный и рекогносцировочный характер. В течении ее нашей группой с целью знакомства с экспозицией посещено 6 музеев:
1. Краеведческий музей Чусовского района
2. Музей реки Чусовой
3. Краеведческий музей Горнозаводского района
4. Музей села Кын
5. Краеведческий музей Лысьвенского района
6. Корпоративный музей ОАО «Чусовской металлургический завод»
С целью выявления объектов индустриального наследия, фотофиксации их современного состоянии посещены или осмотрены снаружи следующие заводы и предприятия, возникшие в XVIII-XX веках и внесшие свой вклад в развитие экономики Урала и России:
1. Чусовское веерное депо
2. Архангело-Пашийский чугунный и железоделательный завод кн.Голицина
3. Станция Горнозаводск
4. Бисерский чугунный и железоделательный завод графа Г.П.Шувалова
5. Бывшие золотые и алмазные промыслы в Промыслах
6. Бывшая Кусье-Александровская алмазная обогатительная фабрика
7. Бывший Кусье-Александровский чугунный и железоделательный завод Строгановых
8. Губахинский коксохимзавод
9. Широковская ГЭС
10. Станция Усьва
11. Шахта Усьва-3
12. Лысьвенский металлургический завод
13. Станция Кын
14. Бывший Кыновской железоделательный завод Строгановых
15. ОАО «Чусовской металлургический завод»
Помимо вышеозначенных объектов в каждом населенном пункте и на всем протяжении маршрута по мере возможности обращалось внимание на современное состояние памятников, связанных с Гражданской и Великой Отечественной войной; мемориальных досок; городской скульптуры; культовых зданий; мостов; мемориальных домов; памятников природы; видовых точек и живописных мест и прочих объектов, характеризующих городскую среду и культурный ландшафт. Осуществлялась их фотофиксация. Отдельно обращалось внимание на состояние туристической инфраструктуры.
Состояние объектов культурного наследия
В аварийном состоянии находятся или им угрожает утрата в ближайшее время:
1. Остатки домны Бисерского завода.
2. Дом в котором проживал Ф.А.Сергеев (Артем) в Старом Бисере заброшен, разбирается на дрова, мемориальная доска утрачена, памятник Артему снесен вандалами.
3. Вероятно, утрачены постройки Кусье-Александровского завода, ранее стоящие под охраной государства (этот вопрос требует уточнения).
4. В ходе реконструкции Чусовского завода осуществляется снос заводских построек первой половины ХХ века, представляющих несомненную ценность как образцы ранней советской промышленной архитектуры.
5. Возможен демонтаж выведенной из эксплуатации домны Пашийского завода послевоенной постройки. Целесообразно сохранение каких-либо ее деталей и агрегатов для музейных фондов, если не возможно сохранение всего сооружения.
В музейной и туристической сфере отмечено несколько положительных моментов:
1. Ожидается возможный переезд Чусовского краеведческого музея из неприспособленного жилого здания в ДК «Железнодорожник».
2. В Кынзаводе здания Кыновского завода превращены в объекты туристического показа, все без исключения снабжены информационными табличками, но нуждаются как минимум в консервации и реставрации.
3. В Горнозаводском и Лысьвенском музеях в рамках концепции музей в музее созданы оригинальные музеи: Музей геологии, Музей моря и Музей каски. Кроме того, постепенно заполняется и доступно для осмотра экспозиционное пространство особняка Шувалова, переданное Лысьвенскому музею.
4. В Горнозаводске перед зданием железнодорожного вокзала размещены информационные стенды с информацией о туристических достопримечательностях района и навигацией по ним
А теперь перейдем к описанию первого дня нашей поездки. Стартовали мы поздно вечером 18 июня из Перми на белой "Антилопе Гну" по направлению к Уральским горам. В составе международного экипажа ваш покорный слуга, Владимир из не признанной Донецкой народной республики и Снежана из Беларуси. В подорожной грамоте мы все гордо именовались историками. Историки, как известно, рассказывают истории. А чтобы рассказывать хорошие истории надо много путешествовать, а не только сидеть в архивах и читать умные книжки.
Все утро первого дня прошло в переговорах с руководством ЧМЗ на счет его посещения, знакомством с Чусовским краеведческим музеем, объектами индустриального и архитектурного наследия города. Так получилось, что в прошлом году Чусовой мы практически не смотрели, а зря. За прошедший год здесь немного подправили дороги, да и сам город нам не показался таким мрачным как тогда.
Краеведческий музей расположен на первом этаже жилого здания в новом городе. В будущем планируется перенести его в бывший ДК железнодорожников, что явно пойдет на пользу и музею и зданию.
А пока вход в музей выглядит вот так. С утра в музей тянулся почти непрерывный поток посетителей. Даже стало по хорошему завидно. Оказалось, что в музее работает выставка экзотичных животных и за неимением в городе зоопарка обезьянки и ящерицы пользуются большой популярностью у чусовлян.
Отдельный репортаж про макет можно посмотреть тут
Репортаж о паровозном веерном депо можно посмотреть тут
Выезд из Чусового через Красную Горку в сторону Березников и Горнозаводска. В прошлом году здесь было как после бомбежки. Да, Владимир не раз отмечал, что в Донецке после артобстрелов дороги местами лучше выглядят, чем в Пермском крае. Справедливости ради стоит сказать, что в этом году ситуация с дорожным покрытием лучше и в крае и в самой Перми. Иногда даже сердце радуется. Чего не скажешь о подъеме на Красную Горку. Ремонт здесь недавно прошел, но какой-то странный - дорога начинает разваливаться на глазах. Этот трейлер чуть не въехал нам в передок, когда остановился на очередной яме, а потом начал скатываться назад. чудом увернувшись, обхожу его слева.
Устраиваемся на ночлег. В этот раз он не задался наверное хуже всего - убитая однокомнатная квартира. Но все остальные в тот день были заняты. Зато потом мы с лихвой компенсировали неудобства первых двух ночевок.
Продолжение следует...
Фотографии мои и Снежаны Карпович
Оригинал репортажа в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзене.
#Пермский край #Нива #Музеи #Техноген