Найти тему
Вестник Рецензии

Утихнут ли споры вокруг Рождества к 2100 году?

Рождество - праздник, на примере которого разница календарей становится особенно очевидной. В Европе, где календарь григорианский, праздники следуют друг за другом логично: Рождество, Святки, потом - Новый год. А вот в России всё странно.

Гражданский Новый год приходится у нас на разгар Рождественского поста. Большую часть новогодних каникул православные постятся. А вот потом, когда наступает Рождество и время Святок (период с 7 по 17 января), которое раньше проводили особенно весело, неправославным жителям страны уже не до веселья: праздники окончены, ёлки убраны, надо выходить на работу. Можно ли помирить одних и вторых?

Весьма действенная попытка достичь единения по календарному вопросу была предпринята ещё в 1923 году. В Константинополе по инициативе тогдашнего Константинопольского патриарха Мелетия был собран Всеправославный конгресс, который предложил православным Церквам перейти на Новоюлианский календарь.

Новоюлианский календарь к тому времени был специально разработан профессором Белградского университета Милутином Миланковичем. В отличие от григорианского, в нём не 97 високосных/400 лет, а 218/900. Високосными здесь будет такой год, номер которого без остатка делится на 4 и не делится на 100 или делится на 900 с остатком 200 или 600. Таким образом, средняя продолжительность тропического года в новоюлианском календаре - 365,242222 суток, что больше подлинной величины всего на 2 секунды. До 28 февраля 2800 года новоюлианский календарь будет полностью совпадать с григорианским.

В первой половине XX века на новоюлианский календарь перешло большинство Поместных Православных Церквей, однако в СССР этот переход вызвал сложности. В тот момент Русская Церковь переживала обновленческий раскол - была фактически разделена на традиционную церковь и обновленцев - церковную структуру, сотрудничавшую с большевиками и при этом признававшую смягчение многих догматов - брачный епископат и прочее. Обновленцы приняли новый календарь ещё летом 1923 года. А вот стовший во главе традиционной Церкви патриарх Тихон делать этого не спешил. А дальше произошли события, до сих пор имеющие в разных источниках разную трактовку.

24 сентября 1923 г. совещание епископов под председательством Патриарха постановили неотложно принять новый стиль. Было составлено послание о переходе на новый стиль, в котором он обосновывался единством с Православными Церквами Востока. Послание было прочитано 14 октября по новому стилю во время патриаршего служения в московском Покровском монастыре. Однако далее Москвы послание разослано не было под предлогом того, что необходимо отпечатать Патриаршее послание и разослать его вместе с указом.

Между тем, к началу ноября послание отпечатано не было, а это означало, что начать Рождественский пост 15 ноября (так, чтобы соблюсти его сорокадневную продолжительность) в провинции не смогут. В результате 8 ноября 1923 года патриарх выпустил распоряжение о приостановлении введения нового календаря, которое действует до сих пор.

Многочисленные церковные источники трактуют такое поведение Патриарха Тихона как уступку ГПУ (на введении "нового стиля" особо настаивал Евгений Тучков, начальник Шестого спецотдела ГПУ, в задачи которого входила работа по дискредитации Церкви), не воплощённую в жизнь и при первой же возможности отыгранную назад. Несомненно, что переход на "новый стиль" в 1923 году затруднил бы для верующих различение православной Церкви и параллельной церковной структуры - обновленческих приходов.
Ещё одним аргументом против календарной реформы называют вероятность возникновения "старостильных расколов". Такие действительно появились после перехода на новый календарь в Болгарии и Греции. Есть некоторые сложности в вычислении даты Пасхи - православная традиция запрещает праздновать Пасху ранее иудеев, между тем, по григорианскому календарю такое сочетание периодически встречается. Впрочем, ряд Церквей обходят эту проблему, используя "новый стиль" и при этом основанную на юлианском календаре Александрийскую Пасхалию.

Так или иначе, сюрпризы в церковном календаре ещё ждут если не нас, то наших внуков. В 2100 году юлианский календарь разойдётся с "гражданским" григорианским ещё на один день, так что православным придётся отмечать Рождество 8 января, Благовещение - 8 апреля и так далее. Кто знает, не последует ли вслед за этим событием ещё какого-нибудь "традиционалистского" раскола. Или же календарная проблема будет к тому времени решена? Впрочем, торопиться в церковных вопросах - тоже нехорошо.

О других перипетиях церковной жизни, об истории религии и литературе Древней Руси читайте в группе https://vk.com/davajte_razberemsja