С малых школьных лет нас учили понимать художественную литературу и полотна гениальных художников. Взрослея, мы стали интересоваться театром, оперой или балетом. С пониманием тонких, гениальных, еле-уловимых и великих предметов искусства ощущаешь некоторое моральное удовлетворение.
Однако, наряду с истинным искусством существует и псевдоискусство, называемое китчем. Сейчас я хочу рассказать Вам, мой читатель, что есть искусство, китч, абстракция. Порассуждать о проблеме современного творчества вместе с Вами. Зрительно сравнить “годноту”, что часто слышу от дочери. Итак, начнем.
Китч (*) - псевдоискусство для масс.
Настоящее искусство на все времена было уделом избранных, но желающих приобщиться, заполучить предметы роскоши гораздо больше, чем этих предметов. Для удовлетворения потребностей общества было поставлено на поток производства сувениры, безвкусные картины и фотографии. Однако счастливые обладателей этих, по сути, безделушек не догадывались, что они не имеют никакой художественной ценности. Обществу нужно что-то яркое, красивое, блестящее и люди сполна получили предметы “искусства”. Недостаток образования и отсутствие вкуса - вот главных фактор, подпитывающий индустрию китча. Для зрителей гораздо проще видеть готовую красивую картинку, на которой фотограф всё разжевал и обернул в красивую упаковку. Такие “истинные ценители” наверняка недоуменно пройдут мимо абстрактной фотографии еще и усмехнутся над теми, кто рассматривает их.
Как правило, в абстрактной фотографии мы видим не какой-то определенный объект, а только линии, форму, цвет и/или их сочетания. Для понимания красоты абстракционизма нужно дорасти. С одной стороны, она труднее для понимания зрителям, да и зачастую некоторым фотографам; с другой стороны, наш мозг лучше воспринимает форму и цвет, а не предметы и именно отсутствие последних позволяет мозгу сконцентрироваться на композиции кадра, не зацикливаясь на конкретном объекте. Ведь наблюдая что-то знакомое, мы начинаем думать больше логически, чем эмоционально.
Интересно, что лучшие фотографии любых жанров строятся на основе линий, форм, цвета и авторам этих работ неважно, что и где фотографировать, главное - как.
К сожалению, это понимают не все “носители” фотоаппаратов и совсем немногие зрители. Если вы сможете абстрагироваться от объектов и видеть линии, форму, цвет, начнете по-другому оценивать фотографии и получать эстетическое удовольствие от композиции. Предлагаю это сделать прямо сейчас. Ниже вы увидите две серии моих фотографий.На первой серии (геометрия) пример абстрактной фотографии, которую сделал не выходя из квартиры. Сможете угадать, что на них изображено?
Вторая серия гораздо сложнее для понимания: вы видите не объект а некий результат взаимодействия при воздействии некоторых физических явлений.
Именно неумение видеть, непонимание законов композиции является той проблемой, которая влияет на развитие современных фотографий.
Именно потребитель формирует рынок: что он хочет, то ему и предлагают. Это касается не только фото, но и других сфер современного общества - кинофильмов, музыки, одежды. И только малый процент фотографов сами диктуют моду и влияют на формирование рынка. Основная же масса “носителей” фотоаппаратов вынуждена идти на поводу зрителей или заказчика. Еще одной проблемой развития является то, что в России практически нет рынка фотографии, как предмета искусства. Общество не доросло, чтобы наряду с картинами, ювелирными изделиями, антиквариатом, вкладывать деньги в фотоиндустрию. Люди просто не готовы платить за фото, считая что оно не может стоить каких-то средств. Даже ценность семейных снимков резко снизилась за последние пару десятков лет.
У каждого есть “фотик” в телефоне, у многих есть зеркалка или хотя бы мыльница. Около миллиона снимков делается в мире каждую минуту: никого ничем уже не удивишь. Даже действительно гениальные фотографии легко затеряются среди тысяч безвкусных кадров: нужно из кожи вон лезть, чтобы стать заметным и востребованным.Но даже талантливым фотографам нужен подготовленный зритель, иначе он просто не сможет отличить изображение от изображаемого.
Изображаемое - то, что изображено.
Изображение - то, как изображено.
Изображение должно рассказать зрителю намного больше, чем изображаемое.
Научиться видеть изображение - вот ключ к пониманию фотографии, за тем понимаешь её ценность. А ценность, в свою очередь, определяется не тем, что изображено, а как изображено и возможностью повторить такой же снимок: чем сложнее повторить, тем он ценнее.
Посмотрите самые известные и узнаваемые фотографии. Их не повторить!