Когда я перешел в 5й класс, отец подарил мне Dendy. С ней в комплекте шли картриджи Контры, Черепашек-ниндзя, Бэтмэна и двух частей СтритФайтера. Помимо этого, на приставке можно было играть и без них. Включая приставку без картриджа появлялся огромный список игр (Марио, доктор Марио, Олимпийские игры, утки, тетрис, и еще несколько игр, рассчитанных на стрельбу из пистолета по экрану телевизора). С этого момента началось мое ознакомление с виртуальными мирами. Старенький «Славутич», на котором не было никаких цветов кроме черного и белого, стал отличным местом боя с черепахами, грибами, разнообразными инопланетными врагами и боссами. У меня никогда не было никаких книжек с кодами и секретами, поэтому все комбинации в файтерах и скрытые хода в бродилках находились исключительно вручную.
Помню свои первые ощущения, когда подключил приставку к цветному телевизору. Мне казалось, что у меня возникнет приступ эпилепсии, так сильно изображение отличалось от картинки, которую я привык созерцать на «Славутиче». Время шло, появлялось все больше новых картриджей. Пластмассовые коробки не всегда оставались целыми, а часто и вовсе терялись. Поэтому, определение игры по количеству точек на картридже было обычным делом.
Потом у друга появилась SEGA. Это ведь на целых 8 бит больше чем на моей Денди! Нужно непременно увидеть это чудо техники. Какое же было мое разочарование, когда я запустил свой любимый БатлТодс&ДаблДрагон у товарища на Сеге и просто охренел от поносности ее реализации. Конченная анимация + ущербное музыкальное сопровождение. Такое мнение о новом «чуде» я держал до тех пор, пока не поиграл в Червяка Джима и конечно же MK3 Ultimate. Пиксельные бои СтритФайтер2, в которых я в сухую научился выносить всех своих друзей, и рядом не стояли с кровавым месивом любимых персонажей. Особенно доставляло, когда в конце игры можно было нажать определенную комбинацию кнопок и посмотреть абсолютно все фаталити-бабалити-бруталити на всех бойцах. В такие моменты мы с другом сидели с открытыми ртами и осознавали, что нихрена не знаем о МК и его возможностях.
Затем в нашем городе открылся первый компьютерный клуб на целых 10 ПК! Новая эра видеоигр подкралась ко мне совсем незаметно. Наверняка многие мои сверстники до сих пор с трепетом вспоминают тот момент, когда в первые учились ходить не смотря на клавиатуру и управлять двумя руками с оружием в КС. Первые стратегии Red Alert2, Казаки, Герои3. Но все это не оказало на меня такого сильного впечатления, как знакомство с легендарной игрой WarCraft III Reign of Chaos, а затем и The Frozen Throne. Это был невероятный мир с захватывающей историей, выбором рас и неограниченными возможностями ведения боя.
В то время, зима для нас была особым временем года, поскольку можно было неплохо заработать на каникулах.
Сейчас мало кто даже знает о таком действии как «колядование или посевание». Тогда это было особое время, к которому тщательно готовились еще за месяц до наступления января. Конечно, большинство ленивых школьников учили заезженную колядку и ничем не выделялись от остальных. Я даже будучи мелким не любил плагиат, поэтому разучивал большие тексты. Это помогало не только выделиться на фоне остальных, но также заработать больше кэша, который был гарантией погружения в удивительный мир компьютерных игр. Время шло, выбор «во что поиграть» становился все больше. Сформировались отдельные группы людей по интересам. Заходя в прокуренный клуб можно было сразу выделять сторонников КС, Варика и Линейки. Каждая группа говорила на каком-то своем языке, который понимали только те, которые находились на одной волне.
Дела клуба шли в гору. Они перевезли свои компьютеры из подвала по-меньше, в помещение по-больше. Наняв крутых художников, владелец превратил место бесконечных войн и споров в настоящий подпольный клуб, разрисованный в самой неформальной обстановке. Там присутствовала своя особенная атмосфера. Неудивительно, что 70% публики без денег регулярно ходила туда чтобы посмотреть, поговорить или подсказать богатеньким новичкам «куда идти и что делать для этой миссии». Раньше посетителей было не слишком много, поэтому админ никогда никого не выгонял на улицу. Но с ростом публики, внутри клуба было просто не продохнуть. Помогало то, что за время посещения я мало-мальски подружился с несколькими админами, поэтому довольно редко уходил без впечатлений от наблюдения. Зачастую мы ходили вместе со старшим братом и его друзьями, поэтому так или иначе я «присутствовал в общей тусовке», поэтому меня запоминали и я не попадал под такую неприятную фразу как «те кто не играет — на улицу».
В то время еще не было этих дурацких программ, которые блокируют комп если кончаются деньги. Тогда админ лично записывал на листочке время каждого посетителя, поэтому зачастую забывал об этом. Было выгодно быть хостом в КС и Варике, поскольку никто тебя не выгонял с компа, а оставлял играть до перехода карты или финального сражения. В такие моменты, стоял нереальный накал страстей, сопровождаемый нецензурной бранью и прочим.
Сейчас нет той атмосферы. Когда каждый школьник чувствует себя в безопасности, находясь за ПеКой в своей комнате, он может постоянно рассказывать о похождениях в кино с мамкой союзника или противника не боясь последствий. В мое время, за такие слова приходилось очень не сладко. Поэтому никто и не страдал мамоебством и следил за языком, поскольку сидел на расстоянии вытянутой руки соперника. Бывали и свои разборки, когда оба игрока врубали ярость берсерка и неистово дрались из-за каких-то игровых моментов. Таких немедленно выводили на улицу, чтобы они не испортили оборудование клуба.
Помимо школоты и студентов, в нашем клубе были мужики 30+. Одни из них приходили расслабиться после тяжелого рабочего дня, другие неплохо зарабатывали на игроках. Наверняка, все школьники того времени мечтали о такой работе, когда можно одновременно играть и зарабатывать деньги. Так вот, в один из обычных дней пришел взрослый постоялец и принес на флэшке первую Доту. Ох, это был переломный момент в жизни клуба. В нее стали играть как почитатели ВарКрафта, так и те кто был далек от «близардовской» стратегии.
Современная публика ДНОты2 и не знает, что это была всего лишь одна карта, а не отдельная игра. Тогда все было на английском языке, поэтому первое время нужно было просто понять как собирать те или иные наборы, изучить скиллы героев и прочее. Приходилось уметь нажимать кнопки по всей клавиатуре, а не казуальные QWER. Может во мне говорит старый недовольный консерватор, но раньше играть было интереснее. Раньше было чувство ответственности, поскольку ты сидел бок о бок с командой и делал все необходимое для победы. Поэтому и не было фидеров, руинеров и прочих токсичных игроков, которым плевать на результат.
Затем появилась Гарена, Айсикап и Дота2. Интернет стал общедоступным и количество ПК у школоты начало возрастать. Сначала было круто и интересно, поскольку появилась возможность игры с людьми со всей планеты. Однако, постепенно атмосфера и посещаемость клубов сошла на нет. Процесс игры скатился в казуальное говно для даунов, которые могут непрестанно оскорблять друг друга, не боясь при этом отхватить в лицо от других игроков. Ностальгия по былым временам периодически накрывает меня, поскольку я вспоминаю забитый до отказа клуб, накал страстей похлеще чем на чемпионате мира по футболу и низкие цены за игровой час. Это было круто. Это были по настоящему живые игры. Как бы смешно не звучало, но нынешней школоте и студеноте не понять.