Среди основных функций российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое значение, первостепенная роль принадлежит надзору за исполнением законов. Недаром первая глава Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» регулирует именно прокурорский надзор за исполнением законов [1]. Законодатель подчеркнул важность данного вида надзора.
Надзор направлен, в первую очередь, за исполнением Конституции РФ и законов самими властными структурами, органами государственной и муниципальной власти, органами местного самоуправления [8, с. 86.]. Надзор, в данном случае, призван не допустить произвола и коррупции во властных структурах.
На прокуратуру при осуществлении надзора за исполнением законов иными федеральными законами определены дополнительные полномочия, не предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» [2] органам прокуратуры придана главенствующая роль по противодействию коррупции. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» [3] в целях усиления прокурорского надзора возлагается на прокуратуру обязанность предварительной правовой оценки плановых мероприятий.
Прокуратура может осуществлять проверку по причине получения информации о нарушении закона организациями, учреждениями, должностными лицами. В таком случае, проверка должна быть осуществлена в течение 30 дней со дня получения информации о нарушении закона. Но, тем не менее, согласно законодательству РФ, прокурор должен осведомить о предстоящей проверке руководителя учреждения или организации не позже, чем в день проведения проверки. Таким образом, у проверяемого объекта все же появляется время для устранения нарушений, после чего проверка становится менее эффективной.
Проводя проверку, прокурор лично ознакамливается с состоянием дел на объектах, на которых осуществляется деятельность учреждения, подвергнутого проверке. Прокурор изучает различные документы и материалы, которые могут дать характеристику деятельности: приказы, распоряжения руководства, прочие нормативные акты.
При проведении проверки, прокурор имеет право вызывать руководство проверяемой организации, ее работников и иных граждан для дачи объяснений по поводу возникших вопросов, возможных нарушений законодательства. Как замечают психологи, комментарии должностных лиц, персонала, граждан, являются незаменимым видом получения дополнительной информации, которая собирается и анализируется во всех прокурорских проверках [5, с. 65]. Подобный опрос представляет собой не меньшую важность, чем итоговый анализ документации.
Прокурор может выносить постановления, налагать административные штрафы после обнаружения нарушений, выносить представление об устранении нарушений закона, по которому все нарушения должны быть устранены в течение месяца.
Имеет право прокурор также выносить протест на противоречащий законам правовой акт, также протест может быть объявлен на решение суда. Протест прокурора должен быть рассмотрен соответствующим органом власти в десятидневный срок.
В настоящее время прокурорский надзор является важнейшей гарантией обеспечения законности в России [7, с. 175]. Одним из ключевых в прокурорской деятельности на сегодняшний день вопрос - об уровне организации и проведении надзорных проверок, обеспечении их надлежащего качества, а также результативности. Роль проверок настолько значима, что часто деятельность прокуратуры за надзором исполнения законов отождествляется с деятельностью прокуратуры в целом. Многие ученые и практические деятели работу прокуратуры по проведению проверок относят к числу главных индикаторов реального применения полномочий по надзору за исполнением законов [6, с. ].
Тем не менее, необходимо повышать качество прокурорского надзора. В практике есть случаи, когда были представлены обращения прокуроров в суды на основании материалов проверок, но обращения были оформлены ненадлежащим образом. Уведомление о проведении прокурорской проверки направлялось простой корреспонденцией. А вместо утвержденного по завершению проверочных мероприятий акта проведенной проверки суду представлялась лишь «Справка о проведении проверки». По результатам прокурорской проверки в заключении отсутствовали все необходимые удостоверяющие подписи, а также документально не подтверждалось исполнение обязанности прокурора по доведению акта о результатах проведенной проверки до сведения проверяемых. Такие факты игнорирования четкой правовой регламентации проведения проверки, не остались незамеченными ответчиками, которые оспорили допустимость использования таких материалов в качестве доказательств [4]. Цена таких ошибок в процессе бывает очень высока и поэтому, допускать такие грубые ошибки нельзя.
Выполняя проверки по исполнению законов, прокуроры должны не забывать, что, отстаивая законность, они и своим личным примером должны подтверждать непоколебимость законоположений, а также воспитывать уважение к праву, без которого не может быть реализовано верховенство закона