Найти тему
море и пароходы

Золотая трость Монреаля.

А в этом году золотую трость Монреаля получил капитан контейнеровоза "Ottawa Express"
Ракеш Кумар.

-2

Судно "Ottawa Express" под его командованием первым прибыло в Монреаль 1 января 2018 года.

-3

Судно вышло из порта Ливерпуль, Англия, 21 декабря 2017 года.

Фото старое, 2012 года, но, что такое лёд, этот пароход знает.

Длина судна - 245 метров.
Ширина - 32 метра.
Осадка - 9,9 метра.
Дедвейт - 40 879 тонн.
Год постройки - 1998.
Флаг - Бермуды.

-4

А вот так всё это начиналось:

И церемония вручения приза, Золотой трости, произошла в 179ый раз.
Приз был учреждён в 1840 году, и по первости, призом являлась шляпа-цилиндр.
Заменили её на трость с золотым набалдашником около 1880 года.

-5

Сверху герб Канады.
Надпись гласит:
"Предоставлено портом Монреаля (имя капитана), Капитану (имя судна), Первому океанскому судну в порту (год)".

Ну, это всё официоз.
А теперь немного истории, потому как неизбежно возникают вопросы.
Например, ну, и что такого, что первый пришёл в новом году? Подумаешь. Это чё, каждому пароходу в портах раздавать, всем кто первым пришёл?

Так вот, традиция награждения капитанов, приведших в порт судно именно в первый день Нового года возникла относительно недавно. А если совсем точно, то с 4 января 1964 года.

Новые земли сильно зависели от судоходства.
Большинство товаров и материалов приходилось завозить морем.
Ещё можно добавить и поток переселенцев.
Но новые земли хоть и обещали новое счастье, и возможное богатство, но раем не оказались.
Зато оказалось, что там есть зима, и отнюдь не мягкая, там есть снег, и реку на зиму намертво сковывает лёд. Причём так хорошо сковывает, что стоит практически до апреля, и, даже может продержаться до мая.

Вот и приходилось доставлять необходимое зимой через США, включаю почту. Но оставлялось только самое необходимое, остальное было в дефиците.
Вот поэтому появление первого корабля весной собирало у причала огромное количество людей.

Парусные суда со льдом бороться не могли по умолчанию, а появление паровых судов ситуацию не облегчило. Слабоваты они были для борьбы с речным льдом. И суда старались уйти из Монреаля до начала ледостава, который происходил в конце ноября - декабре.

В 1830 году в Монреале была создана комиссия по усовершенствованию условий для порта и каналов ведущих к нему.
А около 1840 года,J.G. MacKenzie, председателю этой самой комиссии, под цилиндр вползла идея, как поощрить капитанов кораблей первыми прибывшим в Монреаль. И заодно и внести спортивный дух в это мероприятие. Чтобы капитаны наподдали в погоне за заветным призом.

"Будем" - сказал председатель - "Награждать. Чем? А вот этим самым цилиндром".
И пошло-поехало.
Идея прижилась.
Но причальные комиссары попали в неловкую ситуацию.
Вообще-то, приз планировалось вручать капитану судна, который совершить трансатлантический переход. Но это надо было оговаривать сразу, а не заявлять - Мол, де, кто к нам первый придёт, тому мы шляпу и подарим.
И небольшой каботажный кораблик , из нижнего по течению порта , приходил первым в новом сезоне, капитан нахлобучивал на себя вожделенный цилиндр, говорил - Гран мерси, и сваливал.
Оставляя настоящего героя-капитана, который рвал паруса и матросов на переходе через Атлантику с ничем.

В общем, комиссары помараковали и выкрутились. Утвердил два приза. Один вот для таких ушлых-местных, а второй для настоящих old salt dog.

Оффтопом. Забегая вперёд - Если позднее шляпу-цилиндр для капитанов океанских кораблей заменили на трость, то для вторых, каботажников, шляпу так и оставили.
В 2015 году шляпу получил капитан MV "Pacific Huron" Олег Яровой.

-6

Время потихоньку шло, и шляпа, да пусть даже и цилиндр, в качестве приза выглядела всё нелепее и нелепее. К тому же комиссары стали подумывать о том, что их могут обвинить и в скупердяйстве. И, около 1880 года они начали награждать не шляпой, а тростью с золотым набалдашником.

Гавань Монреаля в 1889 году. Из Вики.

-7

Дизайн трости преобладал прямой, но иногда делали и с изогнутой ручкой. Позже, даже начали спрашивать у капитанов - А какую вам ручку на трость приделать?
Но сейчас решили не идти на поводу у капитанов, а раздавать всем одинаковые.

Набалдашник трости выполнен из 14 каратного золота, и примерная стоимость трости - 3500 долларов.

Но, призы призами, а льды оставались льдами. И тянулась эта волынка до самого двадцатого века. Даже до середины.
1943 год. Война. Военные грузы. А первое прибытие судна - 24 мая.
Ещё в 1959 году первое судно не приходило до 1го апреля.

Но суда становятся мощнее, и понемногу временной разрыв между закрытием навигации и прибытием первого судна сокращается. Зафиксированы несколько прибытий в марте, и даже 28 февраля.
Но.. всё это не то. Требовалась круглогодичная навигация.
Ледовое заторы в узких местах, особенно вокруг Квебека и Монреаля, значительно усложняли судоходство.
В 1962 году на борьбу со льдами бросили ледоколы береговой охраны.
Это уже была правительственная программа - не просто для поощрения навигации, а держать реку готовой для судоходства круглый год.

И вот, 4 января 1964 года, теплоход "Helga Dan" под командованием Kaj Hindberg, всё таки прорывается в Монреаль. Помогали Хельге два ледокола.

Теплоход "Helga Dan" в порту Монреаля.

-8

И это был действительно прорыв.
Капитан получил свою заслуженную награду.
Этот приход судна доказал, что круглогодичная навигация на реке - реальна.
И вот поэтому отсчёт для вручения приза стали вести с 1 января.

Но не стоит думать, что вот прямо со следующего года всё началось гладко и красиво.
Нет. Даже спустя два года, та же Хельга не смогла пробиться в Монреаль до 12 марта.

Там тоже знают, что такое лёд. ""Helga Dan" во льдах.

-9

Вот. Как то так. Бессвязно и запутано)

-10

Список советских капитанов получавших Золотую трость.

1966 год - капитан д/э "Индигирка" А.Ф. Пинежанинов
1968 год - капитан т/х "Леонид Леонидов" Р.М.Игрицкий
1969 год - капитан т/х "Грумант" М.К.Сиськов
1973 год - капитан т/х "Павлик Ларишкин" Э.И.Купри
1979 год - капитан т/х "Юта Бондаровская" С.М Пустовойт
1980 год - капитан т/х "Немирович-Данченко" Ю.Г.Коваленко

Чуть ниже ... д/э "Индигирка"

-11

В прошлом, 2107 году трость завоевал капитан Danel Ju , гражданин Южной Кореи, на танкере -химовозе "CHEM SIRIUS"

Танкер "CHEM SIRIUS"

-12

Танкер под либерийским флагом вышел направлением на Монреаль из Антверпена 24 декабря 2016 года, и прибыл в Монреаль 1 января, в 3 часа 16 минут местного времени.