Вам понадобится: квадратный метр пола и открытая форточка.
Гимнастика Стрельниковой хорошо известна вокалистам и актёрам. Она помогает поставить правильное дыхание и понять, как сделать ту самую, необходимую в пении, «опору воздуха» на диафрагму. С 70-х она получила широкую известность в СССР. Создательница — Александра Николаевна Стрельникова, оперная певица. В юности она потеряла голос и смогла его восстановить с помощью этих упражнений.
К тексту прикреплены видео, как делать основные упражнения.
Важно: перед публикацией материалов мы посоветовались с врачом-фониатром — возможно ли самостоятельное изучение этой гимнастики. Как и всяким методом, ей нужно пользоваться аккуратно и последовательно. Она действительно работает — помогает сформировать правильную вокальную позицию, активизирует все мышцы, участвующие в дыхании и пении. Но для каждого человека необходима своя нагрузка. Если чувствуете сильное головокружение или ухудшение дыхания — останавливайтесь, вы что-то делаете не так.
Основной принцип: короткий резкий вдох, как шмыганье, и свободный выдох. Далее движения проталкивают воздух в нижние отделы лёгких.
Упражнения делаются ритмично, на счёт 8. Базовых упражнений три: «Ладошки», «Погончики», «Насос».
История создания
История метода растянулась почти на век. В его основе были наработки ещё дореволюционного времени, сделанные мамой Стрельниковой — Александрой Северовной. Она преподавала в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского. Стрельникова-младшая пошла по стопам матери: стала и певицей, и преподавателем. Когда она сорвала голос, именно мама помогала восстанавливать его с помощью упражнений. Они и стали основой гимнастики. В 41-м году мама даже пыталась зарегистрировать метод как вспомогательный для лечения астмы — но началась война.
В 53-м после жизни на Дальнем Востоке и в Сибири, они возвращаются в Москву. В 60-х их упражнения становятся известны среди профессионалов — они делали голоса красивее и расширяли диапазон. Стрельниковых приглашают на работу в Театр Советской Армии, клиника Большого театра отправляет к ним своих особо трудных пациентов.
Работал с Стрельниковой и Театр Сатиры. Все его знаменитые актёры, — в том числе Андрей Миронов, Анатолий Папанов, — занимались у неё. В 1975 году после публикации в газете, где Миронов выполняет упражнения, стрельниковской гимнастикой начинают интересоваться во всех республиках.
В 73-м году удалось зарегистрировать авторский патент — «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Но дальше начались сложности. Стрельникова знала, что гимнастика помогает при болезнях лёгких, особенно астме, и хотела помогать людям. На долгие годы растянулось противостояние между ней и врачами, отказывавшими в возможности провести контролируемые исследования. Её называли «знахаркой» и «шарлатанкой» в советских газетах, а в то же время подъезд штурмовали люди — знакомые тех, кому гимнастика помогла, — и заваливали письмами.
В 89-м году она погибнет в аварии. Её метод только-только нашёл дорогу к официальной медицине. Стрельникова доверяла преподавать только одному ученику — Михаилу Щетинину. Благодаря ему было проведено много исследований и эти упражнения начали давать не только певцам, потерявшим голос, но и людям с болезнями лёгких.
Щетинин же снял обучающие видео. Он советует смотреть их только после прочтения книг, в которых он максимально подробно расписал все нюансы.
Если вы живёте в Москве, то можно приехать к нему на занятия в поликлинику Литфонда.
Сайт об Александре Стрельниковой: http://strelnikova.ru/resultati