Найти тему
авиапутешествия

Лестница с собой

Встроенный (бортовой) трап в самолете. Понятно, что на небольших судах, где недалеко до земли, такое решение встречается часто, но чтобы на популярных лайнерах Boeing 737? Оказывается такая опция очень популярна, более того размер 737 - это не предел для установки бортовых трапов, но обо всем по-порядку:

Boeing 737 - 200 с раскрытым задним бортовым трапом
Boeing 737 - 200 с раскрытым задним бортовым трапом

Наиболее популярный и логичный вариант возить лестницу с собой получился у небольших самолётов. Все эти бизнес, региональные и прочие "джеты" просто приделывают ступеньки на внутреннюю сторону двери и горя не знают, расстояние от пола салона до земли как раз позволяет открыть такой трап и обслуживать пассажиров. Начало положили в компании Fokker в 1960-е годы.

Fokker F28 Fellowship
Fokker F28 Fellowship

Эта идея стала очень популярной, ведь при увеличении количества перевозок пассажиров авиатранспортом остро вставала проблема скоростного обслуживания в аэропортах. Исключив ожидание трапа, можно было выиграть несколько минут у конкурентов.

Так наступило время хвостовых трапов для самолетов средней дальности полётов. Почти что все самолёты с задним расположением двигателей оснащались такими устройствами.

BAC 1-11 с задним расположением встроенного трапа
BAC 1-11 с задним расположением встроенного трапа

На Западе такими точно оснащались Boeing 727, Дугласы DC-9, MD-80, MD-90, BAC 1-11. В нашей стране такой трап возили с собой Яковлевы, ЯК-40 и ЯК-42. Конечно, со временем, число аэропортов, в которых не хватало лестниц для прибывающих бортов уменьшалось и зачастую заказчики даже не вспоминали про такую опцию как встроенный трап.

С задним трапом Боинга 727 связана одна детективная история. Некто Ден Купер угнал такой самолёт в 1971 году, потребовал выкуп, получил его. Заставил пилотов взлететь, открыл на лету задний трап и выпрыгнул с парашютом и деньгами из самолёта. Дальнейшая его судьба неизвестна, но после этого случая все 727 были оборудованы "лопаткой Купера" - простым механическим устройством, которое отклонялось потоком воздуха и блокировало открытие трапа.

"Лестница Купера" на Boeing 727
"Лестница Купера" на Boeing 727

Эксплуатанты широкофюзеляжных бортов вообще не сталкивались с проблемой посадки/высадки, для их огромных красавцев в аэропортах ставили телетрапы, строили даже отдельные терминалы. Только два широкофюзеляжных могут похвастать собственными лестницами: у них Lockheed L-1011 TriStar со своей выдвижной громадиной, а у нас в 1976 году поднялся в воздух ИЛ 76, красавец самолет на 350 пассажиров, который не стеснялся возить с собой несколько трапов. Таким образом Аэрофлот решал проблему обслуживания большого количества пассажиров и их багажа. При входе на борт самолёта багаж можно было разместить на багажных полках, и подняться еще выше на пассажирскую палубу к свету и комфорту. Затем Аэрофлот все же смог наладить процедуру регистрации на рейсы, обеспечить свои самолёты наземным обслуживанием и потребность во встроенных трапах отпала, ИЛ-96 обошелся без них.

ИЛ-86, нижняя палуба для багажа.
ИЛ-86, нижняя палуба для багажа.

Как же трапы опять появились на современных самолётах, ведь встроенные лестницы разных конструкций можно встретить и на Боинг 737-800, и на Airbus A320? "Виной" всему этому служат лоукостеры. Да на Boeing 737 трап перешел как наследство от 727, да их там даже два (кстати разные по конструкции), но перевозчики отказывались от них. Задний трап, который трижды сложен и стоит вертикально перед дверью в салоне был не особо надежным, его старались лишний раз не использовать и избавлялись после нескольких поломок. Передний, который и устанавливается до сих пор, более надежен, он расположен под полом в районе передней двери и выдвигается из своего люка. Но он что-то весит, а авиакомпании возят что-то что весит только если это приносит деньги.

Boeing 737 со своим трапом, лестница выдвигается из своей собственной ниши в борту.
Boeing 737 со своим трапом, лестница выдвигается из своей собственной ниши в борту.

Так вот бизнес модель лоукоста и дала вторую жизнь всем эти ухищрениям. Полеты в отдаленные и малопопулярные аэропорты, экономия на любом аэропортовом обслуживании, привели к тому что и разгрузить выгоднее самим, и топливо берем с запасом, и стоим 20-25 минут между рейсами. Почти весь парк компании RYNAIR, а это более 400 самолетов B737 оснащен такими лестницами.

-7

Ну и конечно бизнес авиация, какой бы у тебя не был личный самолёт будь то Pilatus или Борт №1 страны, в таком судне всегда будет свой трап, это диктуется и удобством и безопасностью.

Хороших Вам полётов!

Нравится Авиация? Подписывайся, ставь палец вверх, помоги развивать канал! Любое действие поможет создавать новые интересные материалы.

ЯК - 42
ЯК - 42