Афтепати, слава, образ жизни рок-звезды. Один из участников электронного коллектива Above & Beyond Тони Макгиннес говорит, что готов отказаться от всего этого ради одной ночи крепкого сна.
«Если выбирать между трёхчасовой тусой в отеле после выступления и недолгим сном, то сон вне конкуренции. Джетлаг (синдром смены часового пояса — явление несовпадения ритма человека с дневным ритмом, вызванное быстрой сменой часовых поясов при перелёте на самолёте — ред.) и отсутствие сна, когда он тебе так нужен — главная опасность нашей работы».
В прошлом году The Guardian писал об обратной стороне гастрольной жизни: бессоница, тревога и другие психологические заболевания обостряются в связи с непостоянством, вызванным жизнью в дороге и невозможностью поддерживать отношения с близкими людьми. Мировые ди-джеи сталкиваются с этой проблемой регулярно.
«Разница [между музыкальными культурами] измеряется в продолжительности и скорости тура. У нас очень гибкий график, в отличие от рок-музыкантов. Всегда надо быть готовым к тому, что придётся выступать посреди ночи», — утверждает Макгиннес, который больше десяти лет играет в жанре progressive trance.
«DJ может закончить своё выступление в 3 ночи, а иногда и позже. Многие стараются вернуться в отель и попытаться хоть немного поспать перед утренним рейсом на 8 часов. Но мы настолько заряжены энергией от недавнего шоу, что это едва удаётся», — добавляет Курт Камеруки из trap-дуэта Flosstradamus.
Хроническое недосыпание может привести к ослаблению иммунной системы, повышенному уровню тревоги, развитию депрессии, нарушениям умственных способностей и памяти, а при тяжёлых случаях — к дереализации. Камеруки это «откровенно говоря, не нравится».
Для Макгиннеса первый тревожный звоночек прозвучал совсем недавно. После нескольких дней тура он прилетел на свадьбу к своему лучшего другу в Италию, где собирался выступать с речью. «У меня не было повода волноваться, я только что отыграл в Hollywood Bowl (концертный зал в виде амфитеатра под открытым небом в районе Голливуд в Лос-Анджелесе в штате Калифорния в США — ред.). Однако я давно не спал и едва не грохнулся в обморок. Мне было сложно говорить, мне было не по сеье. Я утратил дар речи», — вспоминает он.
«И тогда я подумал, что я только что выступил в Hollywood Bowl, но при этом не могу сказать и слова на свадьбе лучшего друга. В такие моменты ты становишься одержим сном», — добавляет он.
Представители Национального Фонда Сна утверждает, что для нормального функционирования взрослому человеку необходимо от 7 до 9 часов сна. В дороге приходится довольствоваться половиной этого времени. «Я сплю по два часа ночью и ещё два часа в течение дня. Моя жизнь — это полный джетлаг», — утверждает израильский dubstep-продюсер и ди-джей Borgore, который привык к такому ритму жизни, но едва ли рад этому.
Порой для гастролирующих музыкантов единственным местом для сна являются автобусы и самолеты. «У меня есть друзья, которые не могут спать в самолётах. Не знаю, чтобы было бы с ними в гастролях в таком случае», — делится своими мыслями исполнитель в жанре electro-house и продюсер Стив Аоки.
Вам приходится научиться спать где угодно и как угодно, добавляет он. Но при этом даже сон в удобной постели в гостиничном номере всё равно оказывает неблагоприятный психологический и физиологический эффект. «Постоянные перелёты и смена гостиничных номеров очень плохо отражаются на теле и разуме», — полагает Аоки
По словам Moby, это «нездоровые места для сна», которые оказывают пагубное воздействие на человеческий организм. «Когда я у себя дома, то я в своём личном пространстве. Это место, которое наполнено комфортными для меня вещами. Но когда вы в туре, то постоянно находитесь в чуждом вам окружении. И тут следует задуматься. Комфортном ли вам в нём?».
После 26 лет концертной деятельности знаменитый музыкант и продюсер, чей альбом 1999 года «Play» стал одним из самых продаваемых альбомов электронной музыки во всей истории, устал от постоянных турне.
«У меня никогда не было туров, в которых бы я не ощущал беспокойство, не переживал депрессию или бессонницу. Поначалу мне это казалось ерундой. Но в какой-то момент своей жизни, я понял, что не могу осознано измываться над собой и своим телом. Я сыт гастролями по горло», — утверждает Moby.
В начале своей карьеры Moby был опьянён гастролями. Но спустя 5 лет его отношение к ним изменилось. «Я постепенно признался себе в том, что ненавижу гастроли. Вы можете без конца повторять себе, как вы счастливы и благодарны судьбе за то, что у вас есть, но в какой-то момент мозг прерывает вас и говорит: «Да, к слову, мы несчастны. Мы одиноки, изолированы, полны тревог и ощущаем депрессию».
Многие полагают, что богатые и знаменитые должны быть благодарны своему счастью и жаловаться им просто грех. Тем не менее, богатство и слава не упраздняют основные потребности человека. «Вот почему так много гастролирующих музыкантов становятся алкоголиками и наркоманами и, в конце концов, умирают. Если вы глянете на показатели смертности среди людей, которые регулярно гастролируют, то удивитесь. Это невероятно опасная профессия. Люди в ней умирают молодыми», — подмечает Moby.
Департамент по демографии Беркли представил график, отображающий средний возраст в котором умирают музыканты, играющие в различных жанрах. Музыканты, исполняющие электро/диско/фанк, заняли 5-е место из 14. Рок-музыканты на 6-й позиции. Лидерами в списке по смертности занимают исполнители в жанре панк, метал, рэп и хип-хоп. Почему же исполнители электронной музыки в пятёрке смертников?
«Группы [обычно] разъезжают в турах от альбома к альбому — у DJ просто не бывает передышек», — утверждает Aoki, который с 2007 год регулярно играет по 200 концертов в год.
«Мы как мячик в пинболе, бесплатно и быстро перемещаемся по всему миру. В такие дни единственное, что у тебя есть — это пара наушников и карта памяти SD. Это весьма удобно, поэтому мы можем отыграть больше шоу в различных уголках мира. Автобусный тур накладывает определённые ограничения», — утверждает Макгиннес.
Чем больше выступлений, тем больше факторов, которые вызывают стресс. «Тело и разум ощущают дискомфорт. Когда мы находимся в стрессовых условиях, которые едва ощутимы, то стресс начинает накапливаться и последствия проявляют себя по началу в виде раздражительности и ослабленной иммунной системы, но, со временем, это может вылиться в психические заболевания и даже развиться в физический недуг», — объясняет Moby.
Это также несёт за собой один из самых вредных аспектов гастролей — изоляцию. «Когда ты выступаешь один (как диджей), то ты сам себе группа», — утверждает Аоки.
Перед тем как к Borgore присоединился его тур-менеджер Джастин, то на протяжении 5 лет он себя ощущал невероятно одиноким в своих путешествиях. «Первые пять лет моей карьеры мне казалось, что я просто возьму и брошу всё. Я скучал по своей семье. Очень легко впасть в депрессию на этой работе и очень важно, чтобы была семья, которая может поддержать», — утверждает Borgore. Чтобы как-то бороться с этим одиночеством, он летает с членами своей семьи на большинство своих выступлений.
Когда невозможно, чтобы кто-то был с вами рядом, то изоляция поглощает вас. «Сперва вы наедине с собой в вашем гостиничном номере, затем вы едете в машине со своим тур-менеджером на встречу, даёте несколько интервью, встречаетесь с кем-то из звукозаписывающей компании, а затем стоите на сцене перед пятидесятитысячной толпой, а затем возвращаетесь в пустую гримерную и в пустой номер. Так вы можете прожить несколько месяцев без комфортных для вас человеческих контактов», — объясняет Moby.
Borgore ощущает это чувство во время своих перелётов: «Ты сидишь в самолете на протяжении 8 часов наедине со своими мыслями».
«Лёжа в своём гостиничном номере, пытаясь заснуть, вы как никогда лучше понимаете, что во всём этом виновата ваша работа. Это отличное время для мрачных дум», — делится своими ощущениями Макгиннес.
Он утверждает, что социальные сети могут создать иллюзию, что ваши личные отношения в порядке, когда, на самом деле, всё далеко не так. «[Гастроли] не разрушают их, но многие люди рано или поздно начинают уставать от того, что вы не бываете на их праздниках или вас нет рядом, когда они нуждаются в вас. Жизнь ваших друзей проходит без вас. И когда вы возвращаетесь, вы начинаете замечать возникшую пропасть между вами».
Facebook может подарить вам чувство, что вы до сих пор близки с этими людьми, но, без сомнения, это не так. Особенно это ощущаешь, когда встречаешься с ними лично. Как и Borgore, Маккинесс прикладывает огромные усилия, чтобы наладить устойчивые отношения в реальной жизни со своей семьёй и друзьями.
Национальная Библиотека Медицины США и Национальный Институт Здоровья провели исследования, в котором они сравнили две формы изоляции: социальную изоляцию, связанную с отсутствием общественных отношений и низкий уровень участия в общественной жизни; и ощущаемое одиночество. Они пришли к выводу, что обе формы не исключают друг друга. Каждая из них негативно отражается на человеческом здоровье, а в сочетании, они наносят огромный вред.
Тем не менее, существует третья форма изоляции, которая не столь очевидна. Это изоляция от природы. «Вы можете провести месяцы никак не контактируя с природным миром , — утверждает Moby. Солнечный свет способствует увеличению уровня серотонина — химического вещества ответственного за настроение. Его дефицит может привести к психическим заболеваниям. «Я буквально стараюсь избегать тёмных мест. Сезонное аффективное расстройство, появляющиеся после гастролей в Северной Европе в зимнее время, может проявлять себя очень сильно».
Сезонное аффективное расстройство — расстройство настроения, связанное с сезонами года. Гастрольные музыканты часто испытывают его из-за постоянных смен часовых поясов. «Моё настроение повсюду со мной; я чувствую, как что-то влияет на мои суточные ритмы. Иногда я возвращаюсь домой и очень счастлив, но бывает, что возвращаюсь и мне ужасно грустно», — рассказывает о своих ощущениях Камеруки.
Специалист в области психического здоровья Джон Си Бакнер называет это явление пост-концертной депрессией, которая проявляется в связи с резким контрастом успешного шоу, характеризующегося резким спадом. «Как правило, необходимо от двух до четырёх дней, чтобы снова стать нормальным человеком. Но спустя четыре дня [цикл повторяется]», — говорит Камеруки.
Изоляция и колебания ритма жизни могут повлиять на межличностные отношения. «Вы возвращаетесь домой после окончания долгого турне, и не знаете, как тусоваться с друзьями, потому что вы просто несчастны. Из-за этого вы упускаете важный момент человеческого взаимодействия», — признаёт Макгиннес.
Если речь идёт о романтических отношениях, то как полагает Borgore, встречаться надо с тем, кто понимает, что такое гастрольная индустрия. Аоки соглашается с ним: «Вам необходимо время и физическое присутствие, чтобы развивать свои отношения. С кем бы вы не встречались он/она должны принять ваш образ и ритм жизни».
Возьмём, к примеру, супругов Корстенов. Голландский DJ-продюсер Ферри Корстен, который стоял у истоков транса, работает вместе со своей женой Лией. «Она понимает особенности нашей работы [в качестве ди-джеев], поэтому может легко адаптироваться к постоянным переменам и хаотичному образу жизни», — утверждает он.
Хоть они и команда, но у них есть двое маленьких детей и находится вдали от дома им также тяжело. «Пару лет назад [моя семилетняя дочь] Гэбби так сильно была расстроена, что я прилетел с другого конца мира, чтобы просто побыть с ней несколько часов», — вспоминает Corstein.
«Мне тяжело, как матери, наблюдать за тем, как наша дочь переживает из-за того, что Ферри далеко. Временами от этого сердце кровью обливается», — добавляет Лиа.
Чтобы как-то преодолеть расстояния Корстен часто завтракает с дочерью через FaceTime и показывает её толпе во время своих выступлений. Она достаточно взрослая, чтобы понять издержки профессии отца, а его двухлетний сын Себ слишком мал, чтобы ощущать отсутствие своего папы.
Гастроли влияют на все аспекты жизни музыкантов: семью, друзья, личные заботы. Но несмотря на это есть некоторые плюсы такой жизни. «Я не могу себе представить, как каждый день просиживал бы в офисе с девяти до пяти. Я думаю, что сошёл бы с ума», — заявляет Borgore.
Есть множество способов, чтобы поддерживать здоровье в дороге. Аоки занимается медитацией. Для него это «отличный инструмент для перезагрузки себя и обретения спокойствия в хаосе. Я стараюсь брать с собой [в дорогу] всё, что делает меня счастливым и здоровым дома — фрукты, овощи и протеин».
Камеруки практикует йогу. «Когда я приезжаю, то кладу ноги на траву, что адаптироваться к временной зоне того места, где я нахожусь». Moby ежедневно тратит 90 минут на физические упражнения. «Физические упражнения, йога, медитация, диета и трезвость. Без этих вещей я бы закончил очень плохо».
Для того, чтобы бороться с ежедневными стрессами и соблазнами, ухода за разумом и телом недостаточно. «В дороге и повсюду существует куча вещей, которые могут заставить вас сойти с правильного пути. В этих случаях утрачивается душевное равновесие», — говорит Аоки.
Moby отмечает постоянное давление, которое испытываешь при употреблении наркотиков для поддержания иллюзия счастья. Камеруки добавляет: «Это давление само часто показывает себя в необходимости быть общительным и развлекать людей, которые пришли к вам на концерт, и уметь сделать счастливое лицо». Это было легко для него с Джоном Янгом в их 20 лет, но сейчас«когда мы становимся старше это обременяет нас».
Не так легко сделать передышку, когда спрос на вашу музыку высок. «Я пытаюсь достучаться до разума, когда кто-то планирует наше расписание. Слишком много гастролей — для нас не хорошо. Но люди едва понимают это, если никогда не сталкивались с гастрольной жизнью. Я очень горжусь Avicii, который сказал: «Вы знаете что? Это было круто, но мне моя жизнь дороже», — говорит Макгиннес.
В марте 26-летний знаменитый музыкант в жанре EDM объявил о своём выходе из тура, написав письмо поклонникам следующего содержания: «У меня осталось не так уж много времени, чтобы пожить, как обычный человек». Своё решение Avicii принял, когда взглянул на тёмную сторону жизни звезды. «Так нужно для моего здоровья», — рассказал он Billboard.
«Его решение всех шокировало, но те, кто занимаются музыкой, его понимают. Каждому из нас это знакомо», — говорит Макгиннес.
Отказ Avicii от гастролей породил больше критики, чем сострадания. Thump написал статью, в которой высмеял музыканта, сравнив письмо «со студентами, изучающими бизнес, которые посмотрели больше 10 эпизодов «Ученика» и решили уйти на пенсию в 35 лет после 14 лет работы в Goldman Sachs».
Такая реакция демонстрирует отношение общества к проблемам психического здоровья не только ди-джеев, но и всей музыкальной и гастрольной индустрии. «Никто не должен быть подвергнут критики за то, что беспокоится о своем благополучии. Это единственное, что у нас есть», — заключает Moby.
Оригинальная статья: The Guardian
Автор: Эшли Златопольски
Дата: 26 июля 2016