Нормальная самолетная еда существует! В последнее время из-за стремления авиакомпаний сэкономить у многих, у меня в том числе, стало складываться впечатление, что на борту теперь дают только печеньку, кексик, в лучшем случае, бутерброд. Это не так.
Недавно мне удалось побывать на фабрике бортового питания и посмотреть, что и как там готовят. Оказалось, очень увлекательно и аппетитно. Сейчас я расскажу, как устроена фабрика бортового питания, как готовят рационы, и открою некоторые секреты самолетной еды.
Фабрика бортового питания в аэропорту Домодедово или, как она называется в структуре предприятий, «Домодедово кэтеринг» - огромное предприятие, на котором готовится около 80 тысяч рационов в сутки, которые разлетятся на самолетах более чем 50 авиакомпаний. Обычно фабрики подобного типа строят как длинное помещение, в Домодедово для экономии площади фабрику бортпитания построили в несколько этажей. Для транспортировки продуктов потребовалось установить множество лифтов, чтобы технологические цепочки не пересекались .
Один из первых цехов, в который мы попадаем - цех розлива.
Здесь разливают воду, соки, другие напитки. Также фасуют желе.
Цех по обработке корнеплодов. Здесь чистят картошку, морковку, лук и так далее. Как видите, не везде машины могут полностью заменить человека.
Цех по комплектации вино-водочной продукции проходим мимо, иначе посещение фабрики бортпитания может закончиться, так и не начавшись.
Цех полуфабрикатов. Здесь сырье размораживается, рубится, формуется. Свинины в самолетной еде практически нет.
Хлеб используется совершенно обычный.
Приготовление еды сопровождается множеством правил и ограничений. Например, сотрудникам фабрики запрещается носить на работе ювелирные украшения.
В самолете запрещено подавать сырые продукты, творог и сливки животного происхождения. Например, вы никогда не встретите в бортовом питании мясо обжарки Middle, так как при недостаточной тепловой обработке и последующем хранении могут развиться болезнетворные микроорганизмы, что в результате может привести к отравлению. Эти же ограничения относятся к сырой рыбе - невозможно предоставлять в меню полный спектр сашими и суши. Под тот же запрет попадает и использование сырых яиц.
На фабрике бортового питания работает свыше 1500 человек, а число специальностей более 280. Здесь используется порядка 380 единиц современного высокотехнологичного оборудования, позволяющего сократить затраты и повысить производительность в единицу времени.
В принципе, многие процессы и рецепты похожи на приготовление еды дома, разве что емкости побольше.
Немаловажное значение имеет качество продуктов. Закупка такого количества разнообразной продукции - непростой многоэтапный процесс. Компании-претенденты в обязательном порядке проходят процедуру предварительного квалификационного отбора. После подтверждения необходимого опыта, квалификации, наличия достаточных ресурсов и необходимой разрешительной документации компании участвуют в торгах. Для закупки работ, товаров и услуг Московский аэропорт Домодедово использует собственную электронную торговую площадку.
Каждая партия приходит приемку со строгим входным контролем, будь то мясо, овощи или хлеб.
Кстати, о качестве. Для разных классов обслуживания продукты используются одни и те же. Омлеты для бизнес-класса и эконом-класса готовятся из одной смеси. Для бизнес-класса омлет выпекается вручную, для эконом в формах.
Для членов экипажей питание готовят тут же, но экипажи кормят по меню бизнес-класса.
Интересный факт: в целях безопасности, командиру воздушного судна и второму пилоту подаются рационы с отличающимся набором блюд. Обычно право выбора, конечно, у командира. Получается, что у пассажира больше возможности для разнообразия, чем у второго пилота.
Как и на большинстве пищевых производств для приготовления подготавливаются ингредиенты, которые используются в различных блюдах.
Фабрика бортового питания предлагает широкий ассортимент специального меню: мусульманское, индийское, обезжиренное, низкокалорийное, вегетарианское, диабетическое и так далее. Все блюда готовятся непосредственно на фабрике, например, для производства халяля выделены специальные линии. Заказать специальное питание можно при покупке билета непосредственно у авиакомпании, если она предоставляет подобную услугу. Многие опытные авиапутешественники предпочитают заказывать специальное питание, считая, что там больше порции.
Как и чем будут кормить пассажиров в полете, зависит от конкретной авиакомпании. Именно авиакомпании определяют меню пассажиров. Блюда для своих рейсов авиакомпании выбирают исходя из политики бренда, бюджета, национальных и религиозных особенностей, географическим предпочтениям и т.д. Наличие горячего питания и количество приемов пищи во время рейса в первую очередь зависит от дальности и времени полета, а также от пожеланий авиакомпании.
Каждая авиакомпания согласовывает меню с предприятием. Меню вместе с фотографиями заносится в специальные карты, по которым на производстве комплектуются рационы под каждый конкретный рейс. Это меню нашего рейса, которым мы полетим. 50% меню - блинчики, 50% - омлет.
Обратите внимание на разноцветные кружки и квадратики на каждой касалетке. Касалетка — это алюминиевый контейнер размером 168×97×34 мм для блюд, подаваемых на борту самолета.
Цветными квадратиками маркируется день недели. Открыв эту фотографию, вы будете знать, свежую еду вам принесли или вчерашнюю.
Лайфхак: теперь вы можете узнать день недели, не заглядывая в смартфон!
Цветные кружочки указывают на содержимое касалетки. Желтый цвет - курица, красный - мясо, синий - рыба, зеленый - блины, фиолетовый - картофель, серый - фриттата, это что-то типа омлета.
Лайфхак: теперь вы можете удивлять своих спутников способностями к ясновидению!
Вот тут более серьезная еда. Нормальные авиакомпании во время длительных перелетов дважды дают горячее питание.
После того, как касалетки наполнят, они поступают в камеры шоковой заморозки. Быстрое охлаждение до -18°С позволяет максимально сохранить вкусовые качества и повысить срок хранения.
На борту самолета касалетки помещают вот в такие контейнеры и разогревают в печках.
В отличие от эконом-класса, питание бизнес-класса сервируется на фарфоре.
Для пассажиров эконом-класса предназначены пластиковые контейнеры.
Сейчас многие авиакомпании снижают стоимость рационов. Иногда находятся разумные компромиссы.
На фабрике бортпитания используются различные способы, чтобы сохранить свежесть и внешний вид продуктов. Например, чтобы яблоки не темнели, их можно побрызгать лимонным соком.
Состав блюд и технологии подбирают таким образом, чтобы можно было обеспечить длительный срок хранения. Это особенно важно, если на рейс загружается питание в оба конца. Для достижения максимального срока хранения, продукты посещают в МГС - модифицированную газовую среду. Это специально подобранная смесь газов, в которой бактерии практически не размножаются.
Комплектация происходит на конвейере.
Рационы пакуются в тележки. В тележке 64 рациона. На каждой тележке есть ярлык, на котором указана авиакомпания, номер рейса и другая информация. Из цеха комплектации тележка попадает на склад в холод. Здесь всё еще раз пересчитывается, группируется по авиакомпаниям и рейсам.
Со склада тележки с едой попадают в автолифт. Автолифты - это машины, предназначенные для перевозки питания и подъема его на воздушное судно. Те же машины привозят с бортов пустые тележки и остатки еды. Фабрика устроена таким образом, что отходы и готовая еда находятся на разных этажах. Несъеденные пассажирами рационы утилизируются.
С фабрики бортового питания еда попадает на борт самолета. Дальше останется только разогреть и раздать пассажирам.
Про кондитерский цех расскажу отдельно, там интересно. Подписывайтесь на канал!
Приятного аппетита!