Найти тему
BREAKING TRENDS

Что происходит с региональными медиа

Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН представили на площадке Комитета гражданских инициатив рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2017» (MSindex-2017).

Источник фотографии:  Кирилл Гатаван / Colta.ru
Источник фотографии: Кирилл Гатаван / Colta.ru

Об исследовании

Исследование длилось 3 года. Группа изучала медиасубъекты, медиаконтент, аудиторию СМИ, состояние и активность заинтересованных сторон в медиа, среду деятельности региональных СМИ. Всего было 50 индикаторов. Данные для исследования получали с помощью телефонных опросов, статистики, экспертной оценки.

О проблемах

Возникают вопросы по поводу экспертного опроса среди работников и исследователей медиасферы в России. Команда проекта собирала данные с 10 июля по 15 августа. Получилось собрать лишь 40 анкет. Исследователи пишут, что в силу того, что экспертный опрос проводился летом (традиционный период отпусков), уровень отклика был не слишком высок, к тому же эксперты оказались не готовы давать оценки по большому силу регионов. Это странная формулировка для такого массового исследования. Что касается телефонных опросов, там тоже были определенные проблемы. Опросы по телефону проводили в августе 2015 года и в июле 2016 года. В каждом регионе было от 300 до 520 респондентов. Сопоставление этих опросов разных лет показало малую вариативность индикаторов по регионам.

Измерение состояния и динамики институционального развития СМИ в субъектах РФ / Аналитический отчет
 Фонда "Медиастандарт"
Измерение состояния и динамики институционального развития СМИ в субъектах РФ / Аналитический отчет Фонда "Медиастандарт"

Выводы исследования

Медиасфера в России неоднородна и не реагирует на существенные изменения. У семи регионов за 2015–2017 устойчивый рост в рейтинге. Это Алтайский край, Республика Коми, Кемеровская и Магаданская области, Приморский край, Нижегородская и Томская области. По Алтайской области и Приморскому краю и Нижегородской области - согласна. Четыре региона продемонстрировали устойчивое падение - Вологодская, Ульяновская области, Республики Марий Эл, Мордовия. У них действительно все грустно в медиа.

Главный фактор, который влияет на медиа - это финансирование из региональных бюджетов. Годовые затраты регионов в 2017 году в расчете на одного жителя составляют 156 руб. (медианный уровень). Самый низкий уровень – в Пермском крае (13 руб.), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (4920 руб.). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 руб.

Мне понравилось, что команда проекта создала уникальные индикаторы и глубоко погрузилась в методологию измерений. Я бы узнала, кто в экспертном пуле и расширила его. И посмотрела на медиа-портреты отдельных регионов.