Центральный Банк РФ 21 августа 2017 года Указанием № 4500-У увеличил так называемый "период охлаждения", в течение которого можно отказаться от договора страхования и вернуть уплаченную страховую премию в полном объеме.
С 01.01.2018 года такой срок будет составлять 14 дней (до этой даты всего 5 дней).
31.10.2017 года Верховный Суд РФ вынесен определение по делу № 49-КГ17-24, согласно которого правила о "периоде охлаждения" распространяются в том числе и на заемщика, подключенного банком к программе страхования.
Какая разница между договором страхования и программой страхования?
1 ВАРИАНТ - договор страхования:
Вы приходите в банк, получаете кредит и Вам оформляют страховку, выдав полис страхования, согласно которого Вы являетесь одновременно и страхователем и застрахованным лицом, то есть договор страхования Вы заключаете напрямую со страховой компанией, минуя посредников в лице Банка.
Последний только перечисляет по Вашему поручению страховую премию за счет Ваших денежных средств (кредитных, личных).
2 ВАРИАНТ - программа страхования:
Вы приходите в банк, получаете кредит и Вас "подключают" к программе страхования, при этом полис страхования Вам не выдают.
В этом случае Банк является страхователем, так как именно он заключил ранее со страховой компанией договор коллективного страхования. Он же (Банк) оплачивает за Вас страховую премию, а Вы компенсируете её банку и оплачиваете дополнительно вознаграждение за работу банка, связанную с включением Вас в список застрахованных лиц.
Ранее я уже публиковал образец заявления в страховую компанию на отказ от договора страхования.
Здесь повторно размещаю такое заявление, но с учетом уже будущих изменений относительно сроков "периода охлаждения":
В ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"______________________ СТРАХОВАНИЕ"
адрес: полный адрес с индексом
ОГРН _______________ ИНН _______________________
От: ФИО полностью
адрес: полный адрес с индексом
паспорт серия _____ выдан ________года отделением УФМС
России по ______________, код подразделения __________
тел. +7-___________________________
Заявление
_______года между мной и ООО «____________Банк» заключен кредитный договор №_______. При заключении кредитного договора мне был выдан страховой полис №____ от______, подтверждающий заключения договора страхования жизни и здоровья между мной и ООО "страховая компания"
Страховая премия составила ________________ руб., и была оплачена "____"_________201_года.
Согласно ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В соответствии с п. 2 ст. 958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
На основании п. 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" При осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Согласно п. 7, п. 8 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее срока, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящего Указания. Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», ст. 958 ГК РФ уведомляю Вас об отказе от договора страхования (страховой полис №____ от______ )
ПРОШУ:
Вернуть мне денежную сумму в размере _____ рублей, уплаченную в счет страховой премии по договору страхования путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет по следующим реквизитам:
получатель платежа —
банк получателя —
адрес:
БИК:
ИНН
КПП:
Корр-счет №
л/сч №
Приложение:
1. Копия страхового полиса № ___от__________года.
2. Копия платежного поручения или иной документ, подтверждающий оплату страховой премии.
3. Отдельные страховые компании требуют прикладывать к заявлению копию паспорта, могут понадобиться иные документы - смотрите правила страхования на этот случай.
____________2017 года
_________подпись_______/ФИО полностью
Письмо направляйте по юридическому адресу в страховую компанию. Отправку лучше делать почтой России с описью вложений.
Образец заявления можете использовать с 01.01.2018 года, если у Вас аналогичная ситуация.
Образец заявления для скачивания и заполнения в текстовом формате доступен здесь.
Проверено - работает.