Здесь с ювелирной точностью и миллиметровыми допусками производят корпуса для реакторных установок РИТМ-200 для атомных ледоколов нового поколения. Самых мощных ледоколов в мире. Процесс навивает мысли о фантастических космических сагах.
Обещаю быть немногословной. И постараюсь быть понятной.
Приглашаю вас в Подольск, на Завод имени Орджоникидзе (Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»).
На днях я показывала производственные помещения "ОКБМ Африкантов", опытно-конструкторского бюро, проектирующего реакторные установки РИТМ-200 для последнего поколения атомных ледоколов. Проектирующего и частично производящего. Однако для более полного понимания, как происходит производство реакторов для самых мощных атомных ледоколов в мире, нужно заглянуть за двери еще одного производства.
За двери (или правильнее сказать - ворота) машиностроительного завода "ЗиО-Подольск". Если "ОКБМ Африкантов" отвечает за проект и "начинку", то здесь во главе угла стоит "обертка". Не возьмусь судить, что важнее. В таком вопросе, как атомный реактор, безусловно важна каждая мелочь. Особенно когда мелочь весит несколько десятков тонн!
Ходить - по дорожке. По зеленой дорожке. Не разбегайтесь, пожалуйста, товарищи-блогеры. Кто-нибудь, сделайте так, чтобы они не разбегались!
Сразу предупрежу: покажу, конечно, не весь процесс. Часть помещений является закрытыми для посторонних глаз. Даже если в них в моменте не производят никаких операций - вход посторонним строго запрещен. Впрочем, посторонние и не стремятся. Меньше знаешь, дальше отдыхать ездишь.
Но давайте вернемся к нашим реакторам. К корпусам реакторов РИТМ-200, которые тут производят. В которые тут заправляют "начинку". Которые тут собирают и сваривают. Которые проходят здесь несколько ступеней контроля. А затем их грузят и отправляют в пункт назначения. На атомоход.
Весь процесс производства РУ РИТМ-200 занимает примерно 27 месяцев.
Присмотритесь к надписям: днище, обечайка с патрубками, фланец корпуса. Все это появится чуть ниже на фотографиях.
На ЗиО-Подольск все рассчитано на то, чтобы оперировать гигантским "тетрисом". Мощные краны готовы поднять, перенести и аккуратненько, с миллиметровым допуском (да что там миллиметровым - допуски тут "часовые", как в часах) опустить одну деталь весом в несколько десятков тонн на другую, еще более внушительную.
Из чего же будут собирать корпус реактора?
Днище, наверное, можно назвать самой скромной деталью. Хотя его размеры наводят на мысль о неуместности использования таких эпитетов, как "скромный".
Обечайка с патрубками. Вернее, пока еще не совсем. Пока что - это заготовка весом в 56 тонн. Она готова к обработке. К съему лишнего материала и наплавочно-сварочным операциям. Для перемещения по цеху используется специальное крепление (вон оно, лежит в основании заготовки, ожидает своего часа).
Кстати, на заднем плане - кузов КАМАЗа. Для понимания масштабов.
Обечайку переместят на токарно-карусельный станок с диском диаметром 16 м и уберут лишний металл, произведя попутно блестящие хлопья туго свитой металлической стружки, которую так и хочется пустить то ли на губки для ванной, то ли на какой-нибудь экзотический арт-объект. И из-за наличия которой на заводе запрещается находиться в открытой обуви. Очень острая штука.
А затем - самое зрелищное. Антикоррозионная наплавка.
И нам разрешают заглянуть внутрь. Туда, где светится фиолетовым. Я не так часто бываю на предприятиях подобного масштаба. И мне до сих пор сложно поверить, что обычные (или не совсем обычные) живые люди своими собственными руками создают, например, атомные реакторы. Да, конечно, большую часть все же делают станки. Но и станками управляют те же люди.
Уважение.
Для термической обработки деталей корпуса РИТМ-200 используется печь с автоматическим управлением. Да, это - печь.
Следующий пункт - стапель для сборки реакторов. Это трехэтажное закрытое помещение. Здесь же проводится рентгенологический контроль сварных соединений корпуса.
Нижний ярус реактора:
Поднимаемся выше, тут можно заглянуть в отверстия под кассеты парогенератора.
И еще выше.
Этот реактор будет установлен на серийном атомном ледоколе "Сибирь". Реакторы для "Арктики" давно готовы.
И уже начались работы над реакторами для серийного ледокола "Урал".
Фланец корпуса для одного из реакторов "Урала". Обработка одного отверстия фланца занимает около 39 часов.
Готовый корпус будет выглядеть вот так. Фото, конечно, с плаката на заводе. Увы, при нас ни одного готового корпуса РУ РИТМ-200 с "ЗиО-Подольск" не отгружалось. Опять же - для понимания масштабов обратите внимание на фигуру человека на фото.
Масса реактора перед отправкой составляет 146 тонн. Высота — 7,3 м, диаметр — 4 м.
Ледокол "Арктика", головной ледокол проекта 22220, станет первым шагом на новом этапе освоения Арктики. За счет двухосадочной конструкции (возможной благодаря компактности и небольшого веса РУ РИТМ-200) он сможет ходить как по глубоководным участкам, так и по мелководью. Сможет проламывать льды толщиной до 3 м. Вести за собой караваны. Он сможет работать автономно без перезагрузки топлива в течение 7 лет. А каждая из двух его реакторных установок (тепловой мощностью 175 МВт каждая) могла бы обеспечивать электричеством небольшой город.
Сердце "Арктики", реактоная установка РИТМ-200, производится здесь, в Подольске на Заводе имени Орджоникидзе (Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»). И вы только что видели, как.