Найти тему
Игра в минутки

Советское фото. Георгий Зельма. Часть 1. Довоенная

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) — фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине. Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».

1926. «Любопытный человек» Каршинская степь, Узбекистан.
1926. «Любопытный человек» Каршинская степь, Узбекистан.

"Со своей камерой ,похожей на гармонь ,с тяжелым штативом,с тремя двойными кассетами…выходил ежедневно на съемку в старый город…..Возможности у меня были весьма малы и я сделал деревянный вкладыш в кассеты 13х18 для пластинок 9х12.Это было большим успехом…Но, боже мой, как мне приходилось мучиться! Пластинки оттуда выпадали, и надо было брать с собой большой черный мешок, чтобы ставить их в кассеты на место. Для этого аппарат требовалось засовывать в мешок».»

Так рассказывал Георгий Анатольевич Зельма о своей жизни в бытность его работы специальным корреспондентом от "Русфото" в Ташкенте.

1928. Дети Узбекистана
1928. Дети Узбекистана

До этого было детство в Ташкенте. Родился он в 1906 году в семье Анатолия и Эсфири Иосифовны Зельманович. В 15 лет семья переезжает в Москву, где и началось у Георгия увлечение фотографией. Первыми шагами в этом стали занятия в фотокружке, где он овладевал навыками съемки со старой камерой Кодак. Камеру, кстати, подарил ему Илья Эренбург.

А время было интересное, кружковцы могли наблюдать за новыми веяниями в искусстве, за работами мастеров фотографии. Особенно нравились Георгию Зельме художественные приемы Александра Родченко. Кстати, влияние Родченко очень заметно на его довоенных снимках.

Увлечение фотогграфией становится профессией, он поступает сначала на работу в киностудию, а затем учеником фотографа в московское агенство  "Русфото". От агенства он часто отправляется в командировки, много путешествует по стране, посещая самые отдаленные ее уголки. Его камера сохранила для нас интереснейшие моменты из жизни людей в  различных точках огромной страны. Это и Якутия, и Украина, и родной Узбекистан.

1925. Радио «Голос Москвы» Ташкент.
1925. Радио «Голос Москвы» Ташкент.

Новая профессия - фотокорреспондент родилась именно тогда, когда он оказался в агенстве . Он стал одним из первых фотокоров. Сама техника у первопроходцев находилась на начальной стадии развития, но это никого не пугало. Основной задачей советского фоторепортера того времени было отражение становления нового человека в условиях советского государства, но, откинув идеологию, мы  видим отображение на фотогграфиях мира простого человека, верящего в новую жизнь и в то дело, которым они заняты. И неважно, простой ли это пастух или летчик, - все они остались на этих кадрах репортажей, все они глядят на нас из эпохи романтиков.

Девушки, прибывшие по комсомольскому призыву на шахты Горловки. Украина,  16.09.1930
Девушки, прибывшие по комсомольскому призыву на шахты Горловки. Украина,  16.09.1930
Девушки, прибывшие по комсомольскому призыву на шахты Горловки. Украина,  16.09.1930
Девушки, прибывшие по комсомольскому призыву на шахты Горловки. Украина,  16.09.1930
1926. Узбекистан. Сеятель.
1926. Узбекистан. Сеятель.
1927. Узбекистан. Сельские физкультурники
1927. Узбекистан. Сельские физкультурники

В 1926 году у газеты «Правда Востока появилось приложение "Семь дней", где   были опубликованы первые фотоочерки  Георгия Зельмы, в том
числе о лепрозории под Ташкентом, где жили обреченные люди и  об одной из первых сельхозартелей. Время было тревожное, в Узбекистане зверствовали басмачи, но пятнадцать семей бедняков объединились в артель. Они жили в хижинах, сложенных из известняка.  Артельщики, как вспоминал Зельма, никогда раньше не видели  фотоаппарата, и это позволяло ему вести съемку «скрытой» камерой, отвлекая их разговорами.

«Знание языка и быта узбеков, — вспоминал Зельма, — помогали мне проникнуть туда, куда другие проникнуть не могли. Я снимал все, как одержимый, все, что казалось интересным, чтобы показать жизнь Востока. Снимал и события, связанные с ростками новой жизни, — первые школы, ликбезы, женские клубы, праздники. Часть снимков печаталась в местной газете, а часть я отправлял в Москву, где они публиковались»

-8
-9
-10
-11
-12

В 1929 году Георгий Зельма отправляется вместе с будущим кинорежиссером Романом Карменом в Якутию.
В свободном доступе находятся только четыре фотографии того периода, да и то часто под ними неверные подписи, путают с Узбекистаном. Остальные, как пишут в
якутских дневниках:

"есть и другие его фотографии, которые не очень известны, но они хранятся в Российском государственном фонде кинофотодокументов, фонде РИА Новости, или в иностранных специализированных сайтах. И доступны эти фотографии только для продажи((( Вот хорошее дело сделало бы наше правительство республики Саха выкупив эти фотографии, сделав альбом.
Хотя на этих фотографиях стоят разные даты 1929, 1931, 1932, 1936, по моему, все они сделаны в 1929 году."

1929. Шаман.Якутия
1929. Шаман.Якутия
1930. Якутия
1930. Якутия

1931. Три поколения.
1931. Три поколения.

Вот как пишет о Георгии Зельме главный редактор журнала «Советское фото» Григорий Михайлович Чудаков в журнале №7 за 1989 год.

"Георгий Анатольевич Зельма, имя которого в ряду других ярких имен олицетворяет собой огромный период советской фотожурналистики 20—80-х годов, родился в Ташкенте. Там прошли его детские и юношеские годы, там четырнадцатилетним подростком он увидел первые ростки революции. В 1920 году, после 35-суточного путешествия на поезде, он оказался в Москве.
Учеба в школе, первые успехи в овладении фотомастерством, работа в московском агентстве «Русфото», знакомство со столичными художниками, писателями, актерами, кинематографистами, командировки по стране, в том числе и в Среднюю Азию, работа в московских и ленинградских фотоателье под руководством опытных мастеров... И вновь родной Ташкент, куда он прибыл уже в роли специального корреспондента «Русфото». Кроме репортерской работы, Зельма выполнял обязанности распространителя снимков агентства в местных газетах «Правда Востока», «Кзыл Узбекистан» и других."

1930-е. Борцы.
1930-е. Борцы.
1930. Парк Горького. Вид с парашютной вышки, Москва.
1930. Парк Горького. Вид с парашютной вышки, Москва.
1932. Гимнасты.
1932. Гимнасты.
1930-е. Узбекистан. Горнист.
1930-е. Узбекистан. Горнист.
1930-е. Комсомолка.
1930-е. Комсомолка.
1930-е. Портрет жены.
1930-е. Портрет жены.
1930-е. Мотогонки.
1930-е. Мотогонки.
1932. Семья лётчика.
1932. Семья лётчика.
В экспедиции 1930
В экспедиции 1930
Плоды голодной степи
Плоды голодной степи
Ферганские девушки 1930
Ферганские девушки 1930
Над Ташкентом. 1930
Над Ташкентом. 1930
Узбек Анвар Акрамов. Отличник боевой учебы. 1930 г.
Узбек Анвар Акрамов. Отличник боевой учебы. 1930 г.
Макароны по-ташкентски 1930-40
Макароны по-ташкентски 1930-40
Бойцы Красной Армии помогают декханам. 1925г.
Бойцы Красной Армии помогают декханам. 1925г.
Без названия. 1930 г.
Без названия. 1930 г.
Отец и сын. 1930-е гг
Отец и сын. 1930-е гг
Самолет. 1930 г.
Самолет. 1930 г.
Георгий Зельма - Советский самолёт "ТБ-3" перед вылетом. 1 февраля 1934
Георгий Зельма - Советский самолёт "ТБ-3" перед вылетом. 1 февраля 1934
Первый узбекский парашютист  1934
Первый узбекский парашютист  1934

А дальше была война. Но о деятельности фронтового корреспондента Г.А. Зельмы будет отдельный рассказ.

Фотографии Г.А. Зельмы - это история нашей страны. Обидно, что основное наследие этого талантливого фотохудожника было вывезено в лихие годы перестройки в США, вывезено в обыкновенной коробке из-под бананов, легко пройдя таможенный контроль. К счастью для отечественной культуры стало возвращение большого собрания «советской фотографии» в состав музейного фонда Российской Федерации.

-36

Вы любите фотографию? Да? Участники Сообщества "30 Дней Фотоприключений" приглашают вас присоединиться к нашим фотоконкурсам. Мы рады новым участникам. У нас классно!

Вам понравился материал? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Спасибо.

При подготовке материала использовались:

http://www.foto-video.ru/art/portfolio/19813/ (очень подробная биография на основе архивных материалов, в том числе и автобиографии самого фотографа.)
http://rosphoto.org/collection/virtual-museum/sovetskoe-foto/3/#catalogue-pagination
http://mytashkent.uz/2012/01/21/vazhnaya-tema-georgiya-zelmyi/
http://mytashkent.uz/2010/12/04/zelma-georgiy-anatolevich/
http://dnevniki.ykt.ru/roman/1039773