Найти тему
ABW

"Остаться невредимым в искореженной машине - зачастую это везение". Репортаж из пожарной части

Практически каждый день в густонаселенном Минске случаются происшествия, во время которых людям требуется помощь службы спасения. И большинство тех, кому когда-либо пришлось столкнуться с работой спасателей, отмечали их скорость и профессионализм. 

Корреспондент ABW.BY понаблюдала, как проходят трудовые будни работников МЧС, узнала, какая техника стоит у них на службе, и получила советы, как действовать в экстренных ситуациях самим гражданам до приезда специалистов.

-2

Будний день, на часах около 11.00. Мы приезжаем в пожарную аварийно-спасательную часть №40 (ПАСЧ-40), которая находится на ул. Гинтовта в Первомайском районе. В данный момент ничего чрезвычайного, где бы требовалась помощь спасателей, в районе не происходит, поэтому весь личный состав и техника находятся на базе. У нас есть время осмотреть часть и гараж.

-3

Экскурсию начинаем с центра оперативного управления, или ЦОУ. 

"Хотелось бы уточнить, что здесь находится ЦОУ только Первомайского района. Сюда поступают сообщения, распределенные по линии 101, из центра оперативного управления города. К нам непосредственно человек тоже может позвонить по городскому телефону 286-35-10, есть вариант подойти и устно сообщить диспетчеру о какой-то чрезвычайной ситуации. В этом случае мы также высылаем людей и технику и сами сообщаем на номер 101 о полученной информации", - начинает знакомство с работой начальник 40-й пожарной части Юрий Казеко.

-4

Рядом с ЦОУ расположена рукавная база - здесь сушатся после использования и хранятся в свернутом состоянии пожарные рукава. Для просушки изнутри и снаружи они в полностью расправленном состоянии подвешиваются с помощью специального подъемного устройства. Последние дни были достаточно спокойными, поэтому сегодня подъемник пустует, все рукава аккуратно свернуты и лежат на стеллажах. 

-5

Продолжая осматривать часть, направляемся в гараж. Аварийно-спасательный автомобиль, или АСА, предназначен как для ликвидации пожаров, так и для помощи во время ДТП. В машине есть все необходимое для деблокировки пострадавших и тушения загоревшихся транспортных средств. 

-6
-7

Гидравлическая станция Halmatra используется в основном для деблокировки людей из машины после ДТП, а также при обрушении строительных конструкций. Она состоит из самой гидравлической станции, создающей давление, и различного инструмента, который к ней подключается: кусачек, домкрата и разжима. Воздушный вентилятор, или воздуходув, который также имеется в машине, используется для надувания "куба жизни". Это устройство используется, когда есть вероятность падения человека с высоты, к примеру, во время пожара. Также в автомобиле имеется ствол высокого давления, который применяется для тушения автомобилей и других мелких и крупных возгораний. Принцип работы схож с принципом мойки Karcher - вода или вода с пеной подается под высоким давлением. Для тушения пожара здесь есть 500 л воды и 50 л пены.

-8

Следующая машина - автоцистерна 10-40, или АЦ 10-40. Обычно она участвует в ликвидации пожаров, с ее помощью можно потушить серьезные возгорания. Тут уже нет такого количества инструмента, как в АСА, однако в цистерне автомобиля помещается 10 тонн воды и 600 л пены. 

-9

Кабины спасательных автомобилей оборудованы аппаратами со сжатым воздухом, с помощью которых находящиеся внутри задымленного помещения спасатели могут дышать. Всего в одной спецмашине могут находиться до 6 человек.

"Сколько машин поедет на конкретный вызов, определяет центр оперативного управления. Как правило, если человек сообщает, что чувствует запах гари в квартире, могут выслать одну цистерну или АСА, чтобы успокоить людей и проконтролировать обстановку. Если же поступает сообщение об открытом пламени и сильном задымлении, то есть диспетчер понимает, что имеется сильное возгорание, направляют несколько машин. Хотя понятно, что человеческий фактор тоже присутствует: человек может дать неверное описание, а диспетчеру, не видя ситуации, сложно оценить происходящее. Поэтому при необходимости руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки может запросить дополнительные силы, в том числе на помощь могут быть направлены коллеги из другого района города", - рассказывает Юрий Казеко.

-10

Автолестница Magirus на базе Iveco высотой 55 м предназначена для ситуаций, когда требуется экстренная помощь на высоте. Например, по словам работников станции, она выезжала, когда на Боровой при прыжках с парашютом на дереве застрял мужчина. Лестница также использовуется на пожарах - с ее помощью можно спасать людей, подавать огнетушащие средства и многое другое. Максимум в люльке автолестницы помещаются три человека (или 250 кг), но обычно работают вдвоем. 

-11

Также в автопарке ПАСЧ-40 есть коленчатый подъемник и автокран, которые используются при работах на высоте. С помощью Terex Demag грузоподъемностью 100 тонн поднимают различные тяжести - строительные конструкции, балки и т.д. 

"Кран задействуется при обрушении зданий, для подъема перевернувшейся на трассе фуры и т.д. Он выезжал, когда в Логойске обрушилось здание, также был задействован при обрушении бани на улице Олешева лет пять назад", - вспоминают работники.

-12

Коленчатый подъемник Bronto Skylift высотой 90 м на базе Mercedes - единственный в республике. Он также "работает" во время происшествий на высоте. Его особенность в том, что справляться с ним может даже один человек: стрелой можно управлять с пульта, на высоту с помощью насоса подаются средства пожаротушения. Таким образом тушат возгорания в высотных зданиях.

-13

Еще один интересный экземпляр в автопарке части - автомобиль дымоудаления на шасси МАЗ. На практике он чаще всего используется для удаления дыма и подачи свежего воздуха, а также применяется для системы орошения - в этом случае к машине подсоединяется рукав, через который подается вода и пена. 

"С помощью этого автомобиля мы можем сделать завесу в случае появления облака сильнодействующих ядовитых или иных химических веществ, а также использовать его для охлаждения личного состава во время пожара", - рассказывают работники.

-14

Смена у спасателей длится 24 часа, с 8 утра до 8 утра следующего дня, в каждой смене работает 15 человек. 

В целом весь день спасателей даже при отсутствии вызовов расписан по часам: например, с 14.00 до 16.00 работники заняты на хозработах - убирают территорию, с 16.00 до 17.00 у них обязательная физическая подготовка - в части есть тренажерный и спортивный залы. На протяжении следующих двух часов начальник караула может провести с работниками теоретические занятия и принять практические нормативы. После этого - информационный досуг и личное время, с 22.00 до 6.00 - отдых. Спят спасатели не более 4 часов за сутки, для этого также есть специальная комната. Но чем бы ни были заняты спасатели-пожарные, они всегда готовы выехать на вызов.

-15

"В случае поступления сигнала о чрезвычайной ситуации работники должны выехать в течение минуты. За какое время машина приедет, уже будет зависеть от расстояния до места вызова, времени суток и дня недели. В будние дни в часы пик из-за сложной дорожной обстановки спасателей, возможно, придется ждать дольше, чем, к примеру, утром в воскресенье либо ночью", - говорит Юрий Казеко.

Вызовов по-прежнему нет. Мы, общаясь с работниками части, интересуемся, появится ли у нас сегодня шанс увидеть работу людей и техники своими глазами. По словам спасателей, смена сегодня относительно спокойная, но и предугадать вызов сложно. Интересуемся, на какие ситуации и как часто приходится выезжать.

"По количеству однозначно сказать сложно: бывают смены, когда один раз выезжаем, а бывает, что все 24 часа с одного пожара сразу едем на другой. Если говорить о времени суток или года, когда чаще всего требуется наша помощь, то, наверное, больше вызовов в вечернее время зимой, но однозначно сказать тут тоже нельзя. Возможно, затишью способствует установившаяся теплая погода. Но вызовы есть - мы выезжаем ведь и не только на пожары и ДТП, но и спасаем людей из самых разных ситуаций. Так, во время прошлого дежурства молодые родители с грудным ребенком застряли в лифте. Также мы работаем вместе с другими экстренными службами - например, работникам "скорой" может понадобиться наша помощь, если они не могут своими силами транспортировать слишком тяжелого пациента, который сам не может передвигаться", - рассказывает командир отделения 40-й пожарной части Первомайского района Иван Мельников.

-16

По словам спасателей, зимой вызовов все же немного больше, чем в теплое время года. Что касается аварий, то в холодное время года их количество тоже увеличивается, но оно скорее зависит не от времени года или суток, а от погодных условий.

"Можно сказать, что зимой меняется характер вызовов: пожары происходят из-за того, что в частных домах неправильно топят печи или желающие согреться люди без определенного места жительства могут развести костер в заброшенном доме и не потушить его и т.д. В эту пору года по нашим наблюдениям нередки возгорания автомобилей, например, из-за того, что замерзла и не отжалась тормозная колодка - от трения может загореться колесо. Либо у автомобиля есть проблемы с проводкой, или возгорание может начаться из-за того, что водитель менял или снимал для подзарядки аккумулятор и неплотно или неправильно присоединил его обратно, либо возник скачок напряжения. Если говорить о самых частых выездах, то по оперативным данным нас вызывают, когда люди забывают на плите пищу. Дым и запах замечают соседи и звонят нам. Также в квартире может загореться мусорное ведро от брошенного туда окурка или спички, но куда страшнее, когда кто-то заснул с сигаретой в нетрезвом состоянии. То есть, по нашим данным, больше всего пожаров в жилых домах происходит из-за людской беспечности и забывчивости. А что касается ДТП, то их количество больше зависит от погодных условий, чем от времени года: если погода ясная, дождя-мороза нет, тяжелые аварии случаются реже. А если прошел дождь или идет снег, на дороге гололедица или туман - аварий, как правило, больше", - отмечают работники.

Мы интересуемся, можно ли избежать тяжелых последствий при аварии, ведь бывают же случаи, когда машина разбита "всмятку", а у водителя ни царапины.

"Какого-то конкретного алгоритма действий нет, так как все ситуации разные. На мой взгляд, это скорее удача. Был случай: мы выезжали на вызов, BMW 3-й серии с пьяным водителем и пассажирами въехал под фуру на большой скорости. Серьезные повреждения у авто, по внешнему виду мы думали, что там живых вообще не будет. А по факту все живы, включая водителя, более того, все отделались лишь незначительными царапинами. Водитель в последний момент положил голову на колени переднему пассажиру и таким образом спас себе жизнь. А иногда смотришь, вроде и машина относительно целая, а внутри - погибшие. Конечно, тут множество факторов, в том числе насколько новый автомобиль, сколько там средств безопасности. Если машина старая, существует такое понятие, как усталость металла, - он легко "мнется", люди могут получить больше травм. Конечно же, пристегнутый человек в машине однозначно пострадает меньше, что бы там ни говорили. Непристегнутый пассажир ударится головой о лобовое стекло или приборную панель, а водитель получит травмы грудной клетки при ударе о руль, если их и вовсе от удара не выбросит из салона", - рассказывает Иван Мельников.

Если ДТП произошло и человека зажало в машине, но возгорания и других опасностей для его жизни нет и экстренные действия от очевидцев не требуются, работники МЧС советуют не пытаться вызволить пострадавшего до приезда спасателей, чтобы не нанести ему больше травм. А в случае возгорания автомобиля рекомендуется использовать следующий алгоритм действий: перед началом тушения машину по возможности обесточить, выключив зажигание и сняв клеммы с аккумулятора, а после приступить к тушению при помощи огнетушителя. И конечно, сообщить о возгорании по номеру 101. Мы уточняем, какой огнетушитель и какого объема лучше всего держать в автомобиле.

"Простому водителю мы бы рекомендовали приобретать порошковый огнетушитель. Дело в том, что человек не всегда читает и тем более знает наизусть инструкцию и сможет в экстренной ситуации правильно воспользоваться углекислотным огнетушителем. Он может нечаянно взяться за раструб и получить охлаждение рук. А пользование порошковым огнетушителем в принципе не требует особых знаний. Какой он должен быть по объему, каждый выбирает сам для себя. Конечно же, чем большего объема он будет, тем большее по площади и силе возгорание сможет потушить". 

У спасателей есть примета, которая, по их словам, работает практически в 100% случаев: если натереть маячки на служебном автомобиле, обязательно на сутках будет выезд. Есть еще приметы, которые, впрочем, срабатывают не всегда, например, вызов обеспечен тому, кто стирает боевую одежду или у кого последний рабочий день перед отпуском. Но сегодня ни одно из этих условий выполнено не было, так что сутки получились относительно спокойными. 

-17

На часах 16.10 - время физической подготовки. Работники уходят играть в волейбол. В конце беседы мы интересуемся, как у водителей машин МЧС складываются отношения с другими участниками дорожного движения. Дело в том, что нередко в редакцию обращаются водители "скорой" с рассказами об откровенно хамском отношении к ним со стороны других водителей, а также о том, что их нередко признают виновными в ДТП, в то время как они со всеми необходимыми сигналами едут на вызов. Интересуемся, как происходит разбор подобных аварий в МЧС. 

"Мы находимся в том же положении, что и водители скорой помощи: у нас такие же маячки, на нас распространяются те же Правила дорожного движения, соответственно разбор ДТП происходит так же. При проезде на запрещающий сигнал светофора с включенными маячками мы, как и водители "скорой", обязаны убедиться, что нас все пропускают. По инструкции, когда мы едем на вызов, при проезде перекрестка водитель даже обязан остановиться и убедиться в том, что все остановились, и только после этого продолжить движение", - рассказывают сотрудники.

-18

По словам водителя части Андрея Белоуса, с откровенным хамством он на дороге сталкивается нечасто - другие водители машину МЧС обычно видят издалека и пропускают. А вот пешеходы в этом плане ведут себя более бесцеремонно.

"Когда пешеходам горит разрешающий сигнал, они нередко, несмотря на пожарный автомобиль с "мигалками", все равно переходят дорогу перед ним. Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся и которая более актуальна по вечерам в спальных районах, - припаркованные во дворах автомобили. Мы сообщаем в ЦОУ о невозможности проезда, оттуда информация передается в ГАИ, ее работники приезжают очень быстро. Но из-за того, что пожарная машина не может проехать, работа не останавливается. От нее тянут рукава к месту возгорания, личный состав передвигается бегом со всем оборудованием и снаряжением. Правда, это увеличивает время нашей работы, а, как известно, дорога каждая секунда, именно в это время кому-то очень нужна наша помощь".

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber