Строителям Северомуйского тоннеля и всем бамовцам посвящается
Недавно моему отцу Шарикову Владиславу Ивановичу исполнилось 84 года. Поздравить его лично мне не удалось. Он живет в Минске, я – на Волге. Но мы с ним долго общались в скайпе.
Отец – настоящий мужик и настоящий боец. На вопрос, как здоровье, смеясь, отвечает: «Не дождетесь!» Кремень!
Год назад он купил себе компьютер и самостоятельно его освоил. А недавно позвонил мне и радостно сообщил, что установил скайп. Теперь время от времени мы с ним зависаем.
Детство моего отца выпало на военные годы. Мой дед был офицером, и начало войны застало их семью на западной границе СССР. Дед едва успел затолкать жену и троих детей в теплушку последнего уходящего на восток поезда. По дороге тот самый поезд разбомбили, но моему отцу (еще пацаненку) и его сестрам все же удалось добраться до Волги. Здесь они пережили войну.
Потом была учеба, и мой отец стал автоинженером. Он работал в разных местах, а в конце 70-х годов прошлого века его пригласили на БАМ. Сибирь отца зацепила. По натуре он бродяга и романтик. Наверное, работа на БАМе стала лучшим периодом его жизни.
Сейчас мне не хочется спорить с теми, кто утверждает, что БАМ строили зэки, что вся эта территория была словно огромная зона… Вокруг этой стройки ходит огромное количество баек и легенд.
Для отца и для тысяч бамовцев эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в их жизни: яркое, романтическое и героическое. Так оно и было.
Сюда по комсомольскому набору приезжали лучшие молодые ребята со всех концов Советского Союза, здесь они создавали семьи, работали и совершали настоящие трудовые подвиги.
БАМ строила вся страна. БАМ строил и мой отец. Сначала он работал главным инженером, а затем – начальником автобазы №2 БАМтоннельстроя.
Автобаза №2 обслуживала строительство Северомуйского тоннеля. Этот тоннель стал знаменит не только благодаря длине, но и благодаря своей неподатливости.
Еще будучи школьником, я дважды приезжал к отцу на БАМ и много раз бывал на его работе. Это была огромная автобаза, говорят, что самая большая в СССР. В ее состав входило свыше 2000 машин.
Причем, это были не просто машины. Это были сильнейшие в мире машины: «Магирусы», «Татры», «Уралы», КрАЗы, КамАЗы, «Ураганы», Komatsu и др. И работали на них настоящие профессионалы. Многие были шоферами от Бога.
Однажды я поехал к отцу на БАМ на «Магирусе». В кузове огромной машины находились запчасти к УАЗам, которые мы должны были доставить из Ульяновска в Северомуйск. В спарке с «Магирусом» шел Урал.
Наш путь пролегал через всю страну: Волга, Уральские горы, Байкал, Забайкалье. Мы ехали по удивительным местам. Увы, в те годы у меня не было фотоаппарата и я не мог снимать все те чудеса, которые мы видели. Но память хранит самые яркие моменты.
Я до сих пор помню, как мы преодолевали какую-то забайкальскую реку – бескрайний ревущий поток. Водила плотно закрыл окна, похлопал меня по плечу и дал газу. «Магирус» взвыл, словно дикий зверь, и буквально нырнул в реку. Мне стало страшно, хотя нет, не страшно. Я был просто в ужасе. Гремящая вода накрыла кабину и начала биться прямо в мое окошко. Мне казалось, что стремнина вот-вот перевернет нас, но огромная машина шла под водой, словно танк. Даже под водой мотор работал бесперебойно. Только из выхлопной трубы, торчащей над кабиной, валил черный дым.
Когда мы добрались до Северомуйска, водила потрепал меня, пацана, по голове и сказал: «Сибирь поддается только настоящим мужикам, так что теперь ты тоже бамовец…»
Рассказано Владимиром Шариковым
Использование текста и фотоматериалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт "СССР. Под знаком качества") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова.