В Челябинском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка Николая Панафидина «Три степени свободы». На выставке представлено современное направление искусства – кинетизм (движущиеся объекты). Выставка относительно небольшая, всего 19 экспонатов, но вот «зависнуть» на выставке можно надолго, некоторые экземпляры представляют собой головоломку, некоторые завораживают своим гипнотическими движениями, некоторые впечатляют точностью хода. Практически все экспонаты имеют свою тайну, которая объясняется законами физики, но разгадать ее сходу не всегда удается. Попробуем приподнять завесу тайны над экспонатами выставки.
Все экспонаты можно разделить на четыре категории:
- Маятниковые объекты
- Магнитные объекты
- Электрические объекты
- Механизмы.
Самые красивые экспонаты - это механизмы, поэтому с них и начнем. Рассматривать будем артобъекты использующие концепцию множества. Именно эти объекты поражают воображение своей чарующей простотой.
Бесконечность (механизм).
Тот самый случай, когда простой элемент конструкции, размноженный во много раз, превращается в удивительный по своей необычности механизм.
На работу механизма «Бесконечность» можно смотреть бесконечно, при этом удивляясь удачной задумке автора. У этого механизма есть уникальная особенность – он притягивает взгляд, как маятник гипнотизера. Ну и как говорится, лучше один раз посмотреть, чем сто раз услышать. Сложность механизма в том, чтобы не только синхронизировать зеркала, но и обеспечить плавность хода, именно хитроумные муфты обеспечивают работу механизма.
Платонова сфера (магнитный экспонат).
Концепция множества сделала из простенькой связки двух магнитов, весьма эффектное кинетическое произведение. Первое впечатление, что это живой организм, на поверхности которого происходит энергичное броуновское движения. Кажется, организм вот-вот оживет и укатится в угол помещения. Второе название этого экспоната – ежик. Внутри сферы вращается магнитный шар, который своим магнитным полем действует на другие, более маленькие магниты, заставляя хаотически двигаться каждый
При ближайшем рассмотрении металлическая конструкция оказалась выполненной из дерева. А точность подгонки элементов деревянного ажурного шара из шестиугольных сот уже само по себе является шедевром. Броуновское движение шариков обеспечивается за счет магнитных шариков в основании элемента узла соты.
Геометрия движения. (Маятниковый экспонат).
Маятники, замаскированные под узлы превращают экспонат в необычные траектории движения плеч механизма. Маятники сбивают с толку, создавая иллюзию свободы движения каждого плеча. Механизм имеет по два маятника на одном плече, пружины на концах хода обеспечивают непредсказуемость траектории.
Световой инерциоид.(Электрический экспонат).
Простая лампочка может стать предметом искусства. Хотя тут как раз нет загадки, простая электроника, но с очень удачной звуковой и световой аранжировкой. Тот самый случай, когда грубый механизм из семи ламп 220В - грубая ажурность при показной хрупкости.
Магнитные.
Экспонаты с использованием постоянных магнитов представляют отдельный пласт в творчестве Николая Панафидина. Несмотря на хорошо изученный эффект магнетизма, использование магнитов в творениях поражает своей задумкой. Принцип действия некоторых экспонатов даже невозможно понять без подсказки автора. Использование магнитов на фоне нетрадиционного использования создает иллюзию левитации и телекинеза. Особенностью экспонатов на магнитной тяге является ее практическая разработка, то есть разработаны экспериментальным путем, теоретический подход возможен, но слишком затягивает разработку конструкции.
Вечный двигатель.
Любой инженер рано или поздно пытается собрать вечный двигатель, Николай Панафидин не оказался исключением, но как известно создать вечный двигатель невозможно. Поэтому было неудивительно увидеть на выставке эрзац вечный двигатель, удачная разработка в виде вращающегося деревянного колеса подвешенного на цепочке. Крепежная рама выполнена из прозрачного пластика, что исключает незаметный подвод проводов. Деревянный обод колеса выбран неслучайно, для исключения мыслей о наличии в нем замаскированных постоянных ниодимовых магнитов. Под деревянным основанием соосно с колесом установлен вращающий электромагнит. Длина цепочки подобрана таким образом, что немного выше и колесо не будет вращаться - не хватит силы магнитного потока, немного ниже и колесо «залипнет» и будет двигаться рывками. Описать гораздо проще, чем подобрать расстояние оси колеса над постаментом, а рассчитать еще дольше. Формально повторяемость конструкции близка к нулю. Если положить монетку на постамент, то магнитные потоки замкнутся на монетке, и колесо перестанет вращаться.
Зазеркалье.
Простенькая конструкция на постоянных магнитах знакомая еще с детства, наверно каждый гонял монетку по столу, магнитом в руке под столом. Но в бабочке применен более сложный механизм, который не только заставляет бабочку передвигаться по стеклу, но и при этом махать крыльями. Такой эффект получается за счет особой конструкции бабочки и магнитного механизма под стеклом.
Но магнитная конструкция экспоната не самое главное, основная идея - в оси движения бабочки, она подобрана так, что зеркальное отражение бабочки является продолжением физических крыльев насекомого.
Такая концепция произвела фурор на выставке в Германии, некоторые немцы приходили на выставку именно из-за этого произведения. Действительно, точность выбора оси движения бабочки и габариты зеркала поражают своей тщательностью проработки.
Парящий.
Сложная конструкция с оптическим эффектом и «левитацией». В данной конструкции особый интерес вызывает фигурка парящего ангела.
Основание ангела держится на 8 лесках, но вопреки законам гравитации леска не удерживает фигурку, что бы она не упала, а наоборот, что бы она не улетела. В основании постамента и в основании фигурки расположены мощные магниты, которые отталкивают друг друга, конструкция удерживается не только за счет лески, но и за счет ее диагонального расположения. В данном случае леска не только удерживает конструкцию от разлета, но и делает конструкцию устойчивой к внешним воздействиям.
Механизмы
Механизмы созданные Николаем Панафидиным, выполнены без всяких загадок, зато динамика движения просто поражает, особенно точность хода отдельных узлов и взаимодействие узлов. Почти все механизмы имеют две фазы состояния, в собранной фазе механизм ждет команды, вторая фаза характерна максимальным разлетом деталей.
Семерка.
Один из самых простых механизмов представленных на выставке. Но экспонат интересен тем, что на его базе сделаны остальные, более эффектные механизмы. Формально – это скелет других конструкций, именно на нем оттачивалась точность хода и работа концевых выключателей. Стоит посмотреть на простую работу механизма, как можно увидеть простоту и в то же время сложность конструкции. В конструкции наблюдается один маятник, которые так любит автор конструкции.
Семерка в действии.
Официант.
Наверно каждый создатель механизмов рано или поздно пытается или создает работа, в детстве из спичечных коробков или ластика, в более взрослом изобретательском творчестве прослеживаются более сложные попытки творчества. Не обошли роботы и Николая Панафидина, робот получился с естественной человеческой динамикой и непонятным приводом. Робот держится на двух лесках, показывает отличную центровку по геометрии и динамику движения, как подведено электричество – непонятно.
Черный куб.
Черный куб – это этакий ответ квадрату Малевича. Механизм получился сложный, но очень эффектно выглядевший в работе. Запускается устройство от хлопка руками, куб разрывается на части и разлетается в стороны, через некоторое время куб собирается в изначальное положение. Плавность хода, точность подгонки деталей, удивительный синхронизм сборки куба поражает воображение любого инженера.
Черный куб, тот самый случай, когда лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать.
Идущий.
Этот экспонат является театральным реквизитом, и оказался на выставке совершенно случайно, так как был заявлен на театральную премию «Золотая маска» и должен был уехать в дальние дали. Этот экспонат, помимо двух фаз, имеет третью, в которой он шагает на манер гуляющего человека. Как можно понять по году создания произведения, 2016 год, и качество движения фигурки очень сложно выполнено. Смотреть легко, сложно представить, как это сделать, еще сложнее сделать. Кукла участвует в театральной постановке наряду с настоящими актерами.
Шароверт.
Шароверт - это единственный механизм, который сделан по всем законам жульничества. Хорошо замаскированные провода в прозрачный пластик, тайный моторчик спрятанный в прозрачный пластик, хоть и просматривается, но с трудом.
Шароверт - смесь маятников и механизма, довольно простая конструкция со сложной механикой действия.