Вопрос о том, по какому именно принципу стоит разделять нации между собой, в современном глобальном обществе стоит достаточно остро. Одни говорят, что национальная принадлежность - лишь социальный конструкт, другие же до бесконечности дробят нации, выискивая “наименьшую составляющую” рода человеческого.
Традиционно, этнообразующими факторами принято считать общие генетические корни той или иной нации, единство культуры, истории и территориального разделения. Например, поляки - те, кто живут на исторической территории Польши, говорят по-польски, и принадлежат к одной генетической группе.
В целом все просто.
Однако, история знает примеры того, когда народы оказывались в неблагоприятном окружении представителей другого народа (даже другой расы), то есть перенимали культуру, иногда даже язык и или растворялись в нем или оказывались своего рода “островком” в неблагоприятном окружении.
Во втором случае, для каждого отдельного народа огромное значение начинает играть вероисповедание.
Во-первых, другая религия позволяет отделять себя от представителей другой нации. Во-вторых, она затрудняет процесс генетического смешения, поскольку переход из одной религии в другую, равно как и брак с иноверцем - целая процедура, на которую не каждый пойдет. Недооценивать важность религии как фактора “расовой чистоты” не стоит - в свое время, германские народы, в частности готы, не смогли смешаться с римским населением, несмотря на существовавшие тенденции. Римляне были ортодоксальными христианами, в то время как германцы исповедовали арианство - еретическое христианское учение, что вызывало взаимное отторжение.
В-третьих, зачастую, религия, как этноопределяющий фактор, прочно взаимодействует и с языком.
К примеру, для евреев, потерявших свою историческую родину, религия была не менее важной вещью чем язык. Мальчики-евреи заучивали Тору, тем самым с детства приобщаясь как к вере, так и к родному языку. Религиозно-языковая идентичность евреев, зачастую делала невозможным их сосуществование с другими народами, но при этом позволила им сохраниться как народу до наших дней. Во многих городах Ближнего Востока, например, в Сане, евреи жили в своем отдельном городе и по своим часам, поскольку они, в отличии от соседей, не творили намаз и отдыхали в субботу.
Однако, евреи - далеко не единственный пример того, как небольшой народ может сохранить свою идентичность во враждебном окружении. Более того, подобный этап был даже в истории России, когда единая религиозная и языковая общность позволили Русскому государству объединиться вокруг политического и религиозного центра Руси.
В данном контексте, Ближний Восток представляет особый интерес. Традиционно, данный регион оказывался на стыке культур, что вызывало вечные военные походы с востока на запад и с запада на восток. Персия воевала с греками, римлянами и Византией, с востока на запад прокатились волны арабского, турецкого, монгольского завоеваний, а с запада на восток шли Крестовые походы. Кроме того, Ближний Восток, относительно небольшой регион, стал колыбелью трех религий, влияние которых на историю человечества неизмеримо - иудаизма, христианства и ислама.
В условиях, когда исповедующие разную веру, говорящие на разных языках и принадлежащие к разным расам армии бесконечно проходили сквозь данный регион, прочим малым народам приходилось искать всяческие поводы для выживания.
Яркий пример - ассирийцы.
В далекой древности это была могучая империя кровожадных завоевателей, покоривших огромные, для своего времени, территории. После завоевания Ассирии персами и мидянами, данный народ “выпал” из историографии. “Вспомнили” о нем уже Средние века. Христианские проповедники обнаружили, что на территории, в наши дни лежащей на стыке границ Ирана, Ирака, Сирии и Турции живет народ, уже исповедующий христианство. Представители этого народа говорили на арамейском - языке Иисуса Христа и заявляли, что христианская вера появилась в их краях в 50-60 гг. после Р.Х. Нельзя с точностью утверждать, что современные представители ассирийского этноса являются потомками тех самых древних ассирийцев. Этот народ, переживший падение своего государства, не просто оказался на стыке интересов Рима и Персии - именно здесь бесконечно происходили завоевательные походы - но и сумел пережить их.
Как так получилось?
Гонимые из Рима христиане обосновались в данных землях, поскольку персидские шахи не видели в них никакой угрозы для собственного государства. Так этот народ продолжал жить вплоть до того, как христианская вера стала основой для Римской государственности, что автоматически превратило их в идеологических диверсантов на периферии Персии. Персидский шах Шапур проводил массовые убийства христиан и, казалось, ассирийцы, поголовно бывшие христианами, как этнос скоро исчезнут - перейдя в персидскую веру и отказавшись от арамейского языка.
Но этого не случилось.
Гонимые из Византии несториане, представители ещё одной христианской секты, стали оседать на землях ассирийцев. Поскольку для персов они были скорее союзниками - ведь выступали против главенствующей в Константинополе Церкви, несториане смогли прочно обосноваться в вышеупомянутом районе, после чего в их веру массово перешли все народы, говорящие на арамейском языке.
Иными словами, ассирийцы сохранили жизнь ранних христиан, приняв их на своей земле, а после, приняв несторианство, сами защитились как от “быстрого” уничтожения руками персов, так и от медленного ассимилирования.
Сегодня ассирийцы живут там же где и 2000 лет назад. Они, в целом, сохранили свою веру, свой язык, образ мышления, насколько он зависит от языка, и национальную принадлежность.
Можно даже сказать, что христианство стало фактором, определивших этническую принадлежность современных ассирийцев, поскольку этот народ вобрал в себя представителей всех народов, говорящих на арамейском языке. Других примеров использования данного языка в повседневности сегодня нет.
Вообще, разночтения той или иной религии, часто находят себе территориальное распространение на землях этнического меньшинства, где и укореняются. Например, шиитский ислам, будучи гонимым на территории государств Омейядов и Абассидов, нашел себе место в Персии, народ которой был настроен против как этнического, так и религиозного доминирования арабов.
Впоследствии шиизм стал верой еще одного этнического меньшинства - хазарейцев.
Точно неизвестно, как этот монголоидный народ оказался на территории Афганистана, со всех сторон окруженный тюрко- и ираноязычными соседями. Тем более удивительно, что он сумел сохраниться до наших дней.
Более или менее общепринятая версия происхождения хазарейцев гласит - они являются потомками воинов армии Чингиз-хана, получивших данные земли себе в надел. После краха монгольских государств, хазарейцы превратились в своего рода “этнический островок” в крайне неблагоприятном окружении. Неизвестно точно, сохранились бы хазарейцы как отдельный народ до наших дней, не прими они шиитскую версию ислама. Вполне возможно, что так оно бы и оказалось. Однако, на историю этого народа шиизм оказал большое влияние.
Опять же, точно нельзя сказать, как так вышло, что все современные мусульмане являются мусульманами-шиитами. Исследователи утверждают, что в 15 веке, хазарейцы подпали под влияние персидских шахов, дам им присягу на верность. Вероятно, одним из условий присяги стало принятие хазарейцами шиизма, а может, они приняли данную веру по политическим причинам. Так или иначе, но шиитская вера сделала хазарейцев оторванными от своих соседей, более того, в настоящий момент хазарейцы преследуются радикалами именно по религиозному признаку. Однако, шиизм до наших дней оставил хазарейцев на иранской орбите влияния, что во многом определило жизнь данного народа.
Иногда, религия становится вообще определяющим фактором появления той или иной народности. В частности, секты друзов и алавитов, отколовшиеся от шиитской версии ислама, объединили вокруг себя некоторые арабские племена и народности, в наши дни, превратив их в практически отдельные нации. Несмотря на то что алавиты и друзы - этнические арабы, их общины являются закрытыми, так что принадлежность к этим этноконфессиональным группам определяется только происхождением человека.
Примеры того, как религия выделяет из одного этноса другой, можно найти не только в авраамических религиях. Часто, даже при одном языке, территории и общей истории, религиозный фактор может расколоть единый народ.
Так, среди курдов - ираноязычного народа, исповедующего ислам, чаще суннитскую версию - до наших дней ярко выделяется народ езидов. В сущности, многие этнографы объединяют эти народы, условно разделяя их как “курдов” вообще и “курдов-езидов”. В действительности, здесь не уместен не только знак равенства, но и подобия.
Езиды являются ответвлением от курдского большинства и отличаются от них лишь тем, что исповедуют не ислам, а свою собственную веру, во многом основанную на “огнепоклонничестве” - зоростаризме. Разность мышления, задаваемого принадлежностью к другой вере, по моему мнению, имеет решающие влияние этнообразование. Не берусь утверждать наверняка, но со слов некоторых знакомых мне лично курдов, езиды представляют собой “мозг” курдских землячеств в разных странах. Допускаю, что данное заявление звучит крайне спорно, но в целом, грань между представителями двух этих народов проходит и впрямь весьма отчетливо. До такой степени, что большая часть езидов, участвующих в наши дни в войне в Ираке, отказались от сотрудничества с курдами, предпочтя близкому народу арабов-шиитов.
Опираясь на личный опыт, могу сказать, что подобное бывает достаточно часто - однажды я встретил в притворе православной церкви шиита, который сказал, что для него Бог ближе в христианском храме, нежели в суннитской мечети. Другими словами, часто люди предпочитают своим “близким”, набившим оскомину, “не близких”, но зато ничем не насоливших по жизни.
Иначе говоря, даже общий язык, история и место обитания не всегда окончательно объединяют группы людей в народ, если эти люди видят мироустройство, жизненные принципы совершенно в другом ключе.
Подводя итог, можно сделать несколько осторожных заключений.
Конечно, данная выборка не может претендовать на полноту научного исследования, однако, кое-какие тенденции она все же позволяет выявить.
Религиозный фактор как таковой, может являться как причиной возникновения нации, так и причиной ее выделения и сохранения.
То есть народ можно выделить не только из тех, кто мыслит и говорит на одном языке, живет на определенной территории и принадлежит к той или иной гаплогруппе, но и из тех, кто одинаково видит картину мироустройства.
Часто, ответвления от основного потока какой-либо веры, религиозные меньшинства, “находят” себе адептов среди меньшинств национальных и, встречаясь с их собственными традициями, создают нечто совершенно новое, как в случае с ассирийцами.
Нечто похожее мы видим и в, отнюдь не исламском, празднике Навруз, популярном среди персов-шиитов и в сохранении хазарейцами некоторых ритуалов, принесённых из Великой степи.
По прошествии времени, не ортодоксальная вера “замыкается” среди представителей того или иного национального меньшинства, становясь “национальной религией”, как несторианство для ассирийцев, давно уже умершее во всем остальном мире.
В целом же, религия оказывается препятствием на пути глобализации, с одной стороны, оказываясь причиной того, что люди не могут договориться между собой, а с другой - сохраняя в веках плюрализм взглядов, национальное и языковое разнообразие, позволяя народам выживать в буре исторического процесса.