Радикальный план по превращению одного города в Калифорнии в город геев
В декабре 1969 года, спустя месяц после Стоунволлских бунтов (серия беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, которые начались в ночь на 28 июня в гей-баре Стоунволл-инн на Кристофер-стрит. Эти столкновения часто приводятся в качестве первого случая в истории, когда представители ЛГБТ-сообщества оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования сексуальных меньшинств — ред.) активист Дон Джексон заявил о том, что американскому гей-сообществу необходима собственная территория.
На симпозиуме в Беркли (штат Калифорния) Джексон попросил слушателей «представить себе место, где нет дискриминации, полицейских преследований и предрассудков…место, где гомосексуальное правительство сможет создать базу для процветающей гей-контркультуры» — город с настолько небольшим населением, что ЛГБТ-активисты, переехавшие туда, будут превышать его числом.
Этим местом был округ Алпайн в штате Калифорния. Расположенный в горах Сьерра-Невада округ облюбовали альпинисты, рыбаки и коренные народы Америки из племени Уашо. И только 384 человека среди них были зарегистрированными избирателями. К счастью Джексона, округ недавно изменил требования к регистрации, позволив новым резидентам регистрироваться после 90 дней проживания.
И если бы 400 гей-активистов переехали туда, через три месяца округ Алпайн мог бы стать настоящей гей-утопией: с гомосексуальным мэром, шерифом, судьями и наблюдательным советом.
Хоть эта идея и получила небольшую поддержку, поначалу план Джексона был встречен противоречиво и с насмешкой. За минувшие месяцы гей-политики стали более радикальны — молодые представители американского ЛГБТ-сообщества начали отвергать непоколебимый прагматизм 50-60 гг., вместо того чтобы принять слоганы типа «Власть геям».
Одним из воплощений этого нового общественного движения стал «Фронт освобождения геев» (ФОГ), разношерстная организация с отделениями в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе (Джексон был из Лос-Анджелеса). Но даже среди членов ФОГ многие сомневались в инициативе Джексона, беспокоясь, что такая затея приведёт к созданию трущоб.
Среди тех, кто сомневался был и основатель ячейки ФОГ в Лос-Анджелесе Моррис Кайт, который про себя высмеял эту идею, услышав о ней в 70-х. Деятельность Кайта была направлена на общественную агитацию. Например, он устраивал акции с массовыми поцелуями в публичных местах в качестве протеста против дискриминационной политики. Таким образом он надеялся привлечь внимание СМИ, чтобы распространить свое главное послание: все должны узнать, что геи организованы и у них есть сила, с которой стоит считаться. Но демонстрации ФОГ не попали в заголовки прессы. Кайт был разочарован, но затем вспомнил о плане Дона Джексона.
Как пишет в своей книге «Революция геев» Лилиан Федерман, Кайт говорил следующее своему доверенному кругу лиц: «В Алпайне холодно. Это не то место, где хотелось бы жить геям. Но давайте притворимся, что мы настроены серьезно».
Небольшой митинг в Лос-Анджелесе вряд ли угодит в вечерние новости, думал Кайт, но предложение о захвате целого калифорнийского округа? Всё внимание СМИ будет приковано к ним.
Так и вышло. После того, как ФОГ выпустил двухстраничный пресс-релиз с изложением своего плана, по всей стране начали выходить статьи, полные возмущения и неистовости. 19 октября газета «The St. Petersburg Times» (сейчас «The Tampa Bay Times») напечатала статью под заголовком «В Алпине не все геи — пока что». В статье присутствовала следующая цитата главы наблюдательного совета округа Алпайн Герберта Бранса: «Мы все крайне встревожены. Разумеется, мы сделаем всё, чтобы никто не захватил наш округ». Тем временем, в той же статье, Моррис Кайт обещал, что обновленный округ Альпины станет «меккой для геев-туристов» или «любопытствующих натуралов».
21 октября в «Long Beach Independent» вышла статья под заголовком «Гей-план по захвату утверждён», в которой организатор ФОГ Дон Килхефнер утверждал, что «479 [активистов] уже зарегистрировались» для переезда в округ Алпайн и что «миграция…начнётся 1 января». Он также заявил, что члены ФОГ могут попытаться захватить и другие округи в США, добавив: «Почти в каждом штате есть свой Алпайн».
Морис Кайт в интервью другому изданию «The Argus» рассказал, что после захвата округа Алпайн там появится «гей-правительство, гражданские службы», а также «первый в мире музей искусства, науки и истории геев, оплачиваемый за счёт государства».
Дискуссии на этот счёт вызвали интерес и у национальных новостных изданий. NBC рассказали об этом 22 октября и 13 ноября. «The New York Times» посвятила этой теме небольшой фрагмент в своем выпуске от 5 ноября. Журнал «Time» также освещал это событие. Статья от 2 ноября: «Удаленный, но не пустующий округ Алпайн (штат Калифорния) — это нетронутый волшебный край величественных горных вершин, зеленых сосновых лесов и кристальных озёр». Годами «выносливые альпинисты, лесорубы и рыбаки…блюли первозданные традиции их независимого существования. Теперь их существованию угрожает сила, которую сложно даже представить — воинствующие гомосексуалисты из Фронта освобождения геев.»
12 ноября наблюдательный совет округа Алпайн собирается для обсуждения «проникновения «нежелательных» людей в округ» и «координирования планов и действий всех заинтересованных ведомств в отношении предполагаемого захвата». На встрече присутствовало множество людей, в том числе представители NBC и журнала «LIFE». В какой-то момент совет даже рассматривал возможность объявить чрезвычайное положение для принятия решений, связанных с захватом ФОГ округа Алпайн.
Проект округа Алпайн имел огромный успех для Кайта. Попав в заголовки крупнейших американских СМИ, эта шутка изменила жизни множества ЛГБТ-американцев. Люди с нетрадиционной ориентацией из больших и малых городов смотрели новости и впервые понимали, что они не одиноки, что есть ещё такие же счастливые люди, как они, что эти люди готовы бороться за свои права — это было победой для ФОГ. Средствам массой информации также удалось популяризировать слово «гей», в качестве альтернативы термину «гомосексуалист». К концу 1970 года это слово стало восприниматься в общественном сознании совсем иначе.
Для многих членов ФОГ план «округ Алпайн» был всего лишь шуткой. Они иронически носили значки «Alpine County or Bust» (в английском языке слово Bust имеет множество значений — грудь, кутёж, налёт полиции. Своего рода получается игра слов) и раздавали листовки «Приезжайте в округ Алпайн — новую гей-мекку!» Но, как замечает Джейкоб Д. Картер в своей книге «Гей вне закона: пересмотр проекта «Округ Алпайн», у плана Дона Джексона всё же были верные приверженцы. Особенно он был популярен среди геев-сепаратистов, которые потратили месяцы на накопление денег и запасов пищи, а также пошив одеял, готовясь к зиме в Сьерра Невада.
Внимание, которое привлекла пресса к проекту «Округ Алпайн», сделала его невыполнимым. Звучащие повсюду предупреждения сплотили гетеросексуалов против него. Джексон и лос-анджелесская ячейка ФОГ продолжали откладывать дату миграции, пока, в конце концов, не отказались от своего плана. Осенью 1971 года шериф округа Алпайн в своём интервью для журнала «The Advocate» сказал: «Я думаю, что они сдались». Они действительно сдались, и активисты из сепаратистов, которые свято следовали самой идее, были полностью разочарованы.
Кайт, возможно, и обвёл общественность вокруг пальца, но он также обманул своих коллег-активистов, некоторые посчитали это подлым поступком.
Впрочем, жители округа Алпайн не держат зла. В 2008 году это был один из немногих округов Калифорнии, проголосовавших против Предложения 8 (название конституционной поправки штата Калифорнии, которая определяла брак как «союз между мужчиной и женщиной» и исключала однополый брак. — ред).
Оригинальная статья: Atlas Obscura
Автор: Майкл Уотерс
Дата: 27 июня 2016
Перевод: Александр Лоскутов
Редактура: Тамара Беркович