К сожалению, политические репрессии - это хоть и неприглядная, стыдная, но всё равно страница нашей истории. Чукотка на этой странице занимает не один абзац. Работы в экстремальных северных условиях по освоению территории, добыче угля и руды, развитию инфраструктуры выполнялись в основном силами заключённых различных исправительно-трудовых лагерей в рамках действующего управления строительства "Дальстрой". Многие постройки возведённые руками заключённых сохранились в Певеке и сейчас. Возвращаясь к Чаунской ТЭЦ, во время экскурсии мне не раз делали акцент на том, что то или иное здание "Ещё зэки строили". Кстати, о "зэках" сотрудники электростанции, проработавшие на предприятии больше 50 лет (а на сегодняшний день их единицы) отзываются с уважением. Говорят, что много было среди заключённых порядочных, добрых, а главное невиновных людей. Благо, теперь это не секрет.
Именно поэтому «День памяти жертв политических репрессий» для певекчан не пустой звук. Атмосфера лагерей расположившихся не далеко от города заставляет помнить. Чаунский краеведческий музей подошёл к очередному «дню скорби» с культурной позиции. Акция «Без слов…» носила нетрадиционный для митинга формат, в её рамках всем желающим было предложено посетить музей и прочесть отрывок из творчества авторов, чьи произведения посвящены этой тяжелой теме.
Действие развернулось в зале, где расположена постоянная музейная экспозиция «Чаун-Чукотка за колючей проволокой». Как рассказывает директор музея Валерия Швец-Шуст, идея с чтением привлекла её во время Всероссийской акции «Читаем классику вместе». Вместо традиционного митинга с транспарантами и шествию по улицам непонятно во имя и против чего, каждого оставили наедине с образами лагерей. Знакомые всем: Солженицын, Гинзбург, Шаламов, Фрид писали не только об ужасах заключения, но и о простой, человеческой жизни, мыслях, переживаниях.
Каждому, кто присутствовал на акции, было предложено зажечь свечу и установить её на импровизированном мемориале в тематическом парке «Времён связующая нить». На этой акции мне удалось узнать удивительно интересную, но горькую историю одной из организаторов мероприятия.
В 37 году расстреляли её прадеда, а прабабушку с дочкой отправили в ссылку. По дороге прабабушка умерла, и её бабушка, пятилетний ребёнок, осталась одна в поезде. Она не знала по-русски ни одного слова, так как их пересылали. Знала лишь то, что её имя Долма. После, её отправили в детдом, где она всё время повторяла Надмит. А Надмит – это было имя её матери, прабабушки героини. Но никто этого не знал, и поэтому имя Надмит преобразовали в фамилию Надмитова, которую сегодня носят лишь в четвёртом поколении.
Также сотрудники Чаунского краеведческого музея передали в Москву камень из поселка Валькумей, который теперь находится в основании памятника «Стена скорби», посвященного жертвам политических репрессий.
Палец вверх и подписка очень помогают, спасибо!
Может быть интересно:
Наш канал «YouTube»
Группа «ВКонтакте»
Наш канал «Telegram»
Моя страница «Instagram»