Евгений Дегтярев — о холодной, отталкивающей, но в то же время невероятно притягательной “Тьме”
В интернете разгорелись жаркие дискуссии вокруг “самого холодного” сериала этого года, который Netflix выкатил перед самым Новым годом. Изголодавшаяся по культурологическим срачам общественность с пеной у рта спорит: является “Тьма” европейским ремейком “Очень странных дел” или нет. Очевидные параллели в эстетике и сюжете несомненно есть, но идет ли на пользу сходство с инфантильным ностальгическим как бы ужастиком в стиле 80-х новому сериалу?
“Тьма” — сложный продукт. Кто-то найдет его интеллектуальным, кто-то — псевдоинтеллектуальным. Еще во времена нолановского “Начала” мы начали уставать от сложносочиненных историй про нелинейность времени, и было бы неплохо, если бы “Тьма” стала последней из них. Но едва ли на это стоит надеяться: слишком благодатная тема для киношников, ведь зрители продолжают активно вестись на старые трюки.
Однако сложность “Тьмы” заключается не только в том, что время в ней прыгает и пляшет, но и в том, что действие происходит в Германии. Возникает диссонанс — привычный американский сюжет разворачивается в европейском сеттинге. Из-за этого на протяжении первых двух серий буквально режет глаза и взрывается мозг.
НО ВСЕ ЭТО КОМПЕНСИРУЕТСЯ ЗВУКОВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ОТ БЕНА ФРОСТА — ОНО ПРОСТО КОСМИЧЕСКОЕ. ИСПЫТАЕТЕ ЧИСТОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, КОТОРОЕ КОГДА-ТО ДОСТАВЛЯЛИ КЛАССИЧЕСКИЕ ХОРРОРЫ, ТАКИЕ КАК “НЕЧТО”. А ЕСЛИ СМОТРЕТЬ В ТЕМНОТЕ ОДНОМУ, ТО МОЖНО И ОБОСРАТЬСЯ НЕНАРОКОМ.
Многие прицепились именно к музыке: вспомнили, как “Очень странные дела” критики обкладывали детородными органами разной длины и жилистости за якобы беспардонные заигрывания с фантомной ностальгией 30-летних, выросших на синтвейве 80-х. Хотите быть самым предсказуемым чуваком на районе, пожалуйста, продолжайте сравнивать “Тьму” и “Очень странные дела” просто потому, что и тут и там играет старина синтезатор. Но никакая другая музыка этому сериалу просто не подошла бы.
КСТАТИ, СТРАННО, ЧТО “ТЬМУ” НЕ СРАВНИВАЮТ ЕЩЕ И С “ИГРОЙ ПРЕСТОЛОВ”. ГОЛЫЕ ЖОПЫ ПОСТОЯННО МЕЛЬКАЮТ В ОБОИХ СЕРИАЛАХ.
Визуальное сходство “Тьмы” и “Очень странных дел” еще более условно. “Тьма” — это вязкий и холодный детектив “Пленницы” Дени Вильнева — мрачный скандинавский неонуар, которого в “Делах” нет вообще. А еще это настоящий хоррор без сладкой патоки и шуток-прибауток в исполнении картавого симпатяги Дастина. Братьям Даффер они понадобились для того, чтобы сериал не вызывал дискомфорта при просмотре. Но создатели “Тьмы” пошли иным путем.
Там, где “Очень странные дела” зону комфорта поддерживают, “Тьма” ее осознанно разрушает, заставляя зрителя ерзать задницами на диванах. Да, тут есть про клевые 80-е, но при этом нет никакой плюшевой ностальгии, никаких теплых ламповых настольных игр D&D, никаких спилбергианских приключений и милых деток, которых хочется усыновить. Все максимально серьезно. Все по-взрослому. Холодно, отталкивающе, но в то же время невероятно притягательно. Сначала с интересом наблюдаешь за размеренным немецким бытом, а потом залипаешь на жуть и приходишь в себя только на финальных титрах.
Непослушные дети, жуткий лес, атомная электростанция и здоровенная куча неприятностей, с которыми придется столкнуться детям. На этом сходства “Тьмы” с “Очень странными делами” заканчиваются. И начинается настоящее евродиско с тяжелыми телесными под мрачные синтезаторные запилы. Если не ссышь — милости просим на танцпол. Ну а если зассал, не переживай — залезай под теплое одеялко и жди третий сезон “Очень странных дел”.
FREAKING MIND-BLOWING!
Tick-Tock!