Не ходите дети в Африку гулять, учили нас с детства люди, не представляющие себе, насколько невероятно прекрасен этот континент. Когда я только отправлялся в дорогу, ощущение у меня было как перед прыжком в ледяную воду проруби: вроде и понимаешь, что не ты первый, и ничего ужасного, скорее всего, нет, но страшно до жути. Особенно, после шприца с вакциной от желтой лихорадки, воткнувшегося мне в плечо за 2 недели до отправления. Однако, реальность оказалась так же далека от моих фантазий, как зонд Вояджер-1 от Солнца в 2017 году.
Моим первым уроком была фраза, вскользь брошенная таксистом (если бы вы знали, как страшно было садиться к нему в машину): "у Ботсваны герб не просто так с зеброй — у нас тут разницы между белыми и черными нет, если тебя пустили в страну — к тебе относятся как к местному, без оглядки на цвет кожи". Тут стоит заметить, что путешествие мое началось с Ботсваны неспроста — вообще-то отправной точкой должен был быть печально известный уровнем криминала Йоханнесбург, где даже на ресепшене отелей советуют не заходить за здание дальше 10 метров. Но аэропорт Ататюрк в Стамбуле закрылся из-за снегопада, пришлось добираться на перекладных, и в итоге я опоздал к началу тура — группа уехала и пришлось догонять их рейсом авиакомпании Air Botswana на совершенно жутком на первый взгляд кукурузнике, в котором кроме пилота и меня было 7 человек, включая пару стюардов.
К счастью, эта, довольно неприятная часть маршрута, быстро завершилась — впереди лишь бескрайние просторы Африки и 16 дней в палатках. ЮАР — Ботсвана — Зимбабве — Замбия — ЮАР. У меня вообще-то к тому моменту был довольно большой опыт палаточной жизни, но все равно было стремно. Одно дело наши леса — тут все ясно и привычно (даже кабаны и медведи свои), совсем другое — саванна. Когда в первый же день тебе говорят, что в роли туалета — наспех выкопанная ямка, а "дверь" это лопата — если лопаты на месте нет, значит "дверь закрыта", становится, кххххм, забавно. А после фразы местного гида "ночью в туалет ходим только вдвоем — захотелось выйти, разбудили соседа, светите фонарями по кустам — увидите две яркие точки, тихо обратно в палатку, сегодня ваш туалет — бутылочка" я и вовсе приуныл. Вам хоть раз приходилось будить спящего рядом ради похода в туалет? То-то же!
Оказалось, что все эти предостережения были больше для проформы. Да, ночевка в дельте реки Окаванго — действительно занятие не для слабонервных, сопряженное с реальной опасностью быть съеденным каким-нибудь забредшим на огонек хищником, но остальная часть маршрута была намного приятнее. Африка — одно из мест, где палатки — по сути основной вид туризма. Тут для этого есть вообще все, что может пригодиться. Прекрасные кемпинги — с очагами на каждой стоянке, туалетами, душами и даже иногда ванными. Бассейны. Магазины. Небольшие ресторанчики и бары. По сравнению с кемпингами Африки, наши российские кажутся просто верхом убожества — даже те, где рейнджеры национального парка привозят вам дрова (да-да, такие места у нас есть, о них расскажу отдельно).
То, что в лагере все, кто приехал одной компанией делают дела поровну — не новость. Однако, когда у вас в группе 20 человек, есть нюансы. Мы договорились, что обязанности у каждого человека постоянно меняются — сегодня я расставляю лагерь, завтра — готовлю еду, послезавтра — мою посуду, и так далее. Дел куча, надоесть точно не успевают. К тому же, спустя две недели такой жизни с прежде незнакомыми людьми вы становитесь даже больше чем друзьями — почти семьей. После поездки народ из группы теперь регулярно ездить друг к другу в гости, несмотря на то, что живут на разных континентах, от Бразилии до Австралии. При этом у нескольких человек — каждый день у разных — выходной. Они могут просто пойти отмокать в бассейн.Справедливость торжествует. Зависть испытывается.
Правда, сначала как ни крути надо расставить свою палатку. У нас они брезентовые, тяжеленные, с металлическими дугами. Начинаем мы с 30 минут на палатку — вдвоем. К концу поездки мы в одиночку собираем их идеально аккуратно за 7 минут, при этом даже не успевая до конца проснуться. Выезды-то ранние — в южных частях Африки в Январе бывает +48 в тени уже в 11 утра. В палатке поспать в такую погоду в удовольствие точно не выйдет. Зато а нашем "траке" — "запомните, это не автобус! (с) местные гиды" — легко.
Вообще-то в ходе поездки не раз можно было "проапгрейдить" палатку до маленького домика за небольшую доплату. Но я так и не понял, зачем эту нужно. Африканские путешествия с палатками настолько комфортны, что и мысли о таких лишних тратах не возникает. Дни, начинающиеся со складывания палатки в сумку, и заканчивающиеся крепчайшим из снов, сливаются в однородную пелену. Ландшафты не перестают поражать красотой, а игра в "лото В мире животных", где выигрывает тот, кто первым увидел за окном всех представителей африканской фауна, указанных в одном ряду, не дает заскучать в дальних перегонах.
Я непременно расскажу отдельно о местах, где нам удалось побывать. Напишу подробно, как выглядит день палаточного жителя на африканской земле. А сейчас могу сказать одно — Африка меняет. Меняет раз и навсегда. Попав сюда, вы уже не вернетесь домой прежними, да что там, вы не вернетесь домой целиком — ваше сердце останется здесь. В брезентовой палатке, посреди саванны, под непривычными звездами Африки. Рядом с ним будет гореть костер, и его треск будет манить вас сквозь года и тысячи километров. Не ходите, дети, в Африку гулять. Забыть ее вы не сможете.