В середине девяностых годов американские врачи, наблюдающие за беременными ВИЧ-положительными женщинами, отметили, что при применении тройной АРВ-терапии риск передачи вируса был сведен почти к нулю по сравнению с 30% риском до начала лечения. Исследования проведенные в Уганде в 2000 году, длившиеся 30 месяцев, в которых была найдена связь между вирусной нагрузкой и риском передачи ВИЧ половым путем показали, что вирусная нагрузка является основным фактором риска гетеросексуальной передачи ВИЧ и что случаи передачи вируса редки в парах, где у ВИЧ-положительного партнера вирусная нагрузка ниже 1500 копий на мл.
Вирусная нагрузка — мера тяжести вирусной инфекции, рассчитывается путём оценки количества вирусных частиц в определённом объёме биологической жидкости заражённого организма.
Например, вирусная нагрузка может быть посчитана в количестве копий РНК вируса на миллилитр плазмы крови. Отслеживание вирусной нагрузки используется для мониторинга терапии хронических вирусных инфекций, а также у пациентов с иммунодефицитами.
В случае ВИЧ считается, что менее 20 000 копий вируса на 1 мл крови является невысокой вирусной нагрузкой.
Швейцарская национальная комиссия по СПИДу в 2008 году заявила, что ВИЧ-положительный человек, принимающий АРТ, не может передать вирус при половом контакте. Один из авторов рассказывает, что в девяностые годы в Швейцарии для зачатия ребенка ВИЧ-положительным мужчиной его сперму очищали от вируса. С распространением АРТ они заметили, что в сперме практически нет ВИЧ. Было собрано большое количество практических подтверждений того, что при неопределяемой вирусной нагрузке ВИЧ не передается. Затем ученые совершили анализ 25 исследований сделали вывод, что ВИЧ-положительный человек не является источником передачи вируса, если привержен антиретровирусной терапии и в течение последних шести месяцев имеет неопределяемую вирусную нагрузку. Швейцарское заявление звучало тогда довольно смело и из-за этого подвергалось критике, однако последующее изучение вопроса подтвердило его правоту.
Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) — метод терапии ВИЧ-инфекции (ВИЧ относят к семейству ретровирусов), состоящий в приёме трёх или четырёх препаратов. Благодаря ВААРТ большинство ВИЧ-инфицированных могут в настоящее время вести нормальный образ жизни.
Согласно исследованию 2013 года, ожидаемая общая продолжительность жизни при ВААРТ (для жителей США и Канады, при начале терапии при уровне CD4-лимфоцитов выше 350 клеток/мм3), может составлять в некоторых группах до 70 лет.
В 2011 году были опубликованы результаты исследования HPTN052: в Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии наблюдались более 1700 серодискордантных пар, в основном гетеросексуальных. В ходе них было выяснено, что антиретровирусная терапия критически снижает риск передачи ВИЧ в гетеросексуальных дискордантных парах. Так же оно показало уверенно надежные результаты, что было прекращено раньше планируемого, и ВИЧ-положительные участники из контрольной группы начали немедленно принимать лечение. В течение четырех лет наблюдений результаты только подтвердились.
Дискордантные пары либо серодискордантные пары — пары, в которых один партнер заражен ВИЧ-инфекцией.
В июле 2017 года на конференции Международного общества по СПИДу были представлены дополнительные доказательства из Австралии, Таиланде и Бразилии с участием 358 серодискордантных гей-пар: оно также показало ноль случаев передачи вируса при условии неопределяемой (менее 200 копий/мл) вирусной нагрузки при приеме АРТ. За последние годы была собрана значительная доказательная база. Активным распространителем этой базы стал Брюс Ричмен. В 2003 году у него выявили ВИЧ, а в 2012 году врачи сказали, что он не может передавать ВИЧ, так как у него неопределяемая вирусная нагрузка. По его словам, врачи давали эту информацию пациентам очень выборочно — только тем, кто был, на их взгляд, достаточно ответственным (и умалчивая об этом перед всеми остальными).
В начале 2016 года Брюс запустил глобальную информационно-просветительскую кампанию Undetectable = Untransmittable («Неопределяемый=Непередающий»). Ее ядром стало Совместное заявление (Consensus Statement) — краткое и емкое изложение главного тезиса: Риск передачи ВИЧ половым путем от людей, живущих с ВИЧ, которые принимают антиретровирусную терапию и имеют неопределяемо низкие показатели вирусной нагрузки в крови, является ничтожно малым. Для понижения вирусной нагрузки необходимо выбрать правильные медикаменты и четко следовать плану лечения. «Ничтожно малый» — настолько малый или несущественный, что этой величиной можно пренебречь; не имеющий значения. Многие отмечают, что информация о невозможности передачи вируса при неопределяемой вирусной нагрузке значительно повышает приверженность к лечению.
В октябре 2017 года масштабная кампания «Н=Н» на русском языке развернулась в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Усилия организаторов кампании и сотен активистов по всему миру привели к тому, что в октябре 2017 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США, авторитетнейшее медицинское учреждение, официально подтвердил: когда антиретровирусная терапия приводит к подавлению вируса до 200 и менее копий, человек не может передать ВИЧ своему партнеру. Не победив догму о том, что ВИЧ не излечим и лечение бесполезно, мы не победим саму ВИЧ-инфекцую. Только АРТ и приверженной к этой терапии даст плоды, больше людей будет спокойно тестироваться на ВИЧ, получать необходимую терапию и жить дальше вместе со своими любимыми».
И как всегда, спасибо за внимание. Читайте больше интересных статей в нашем блоге.