Последние несколько лет направление Young Adult стало очень популярно в книжном мире. Писатели стали все больше уделять внимания «трудному возрасту». Почему так происходит и что хорошего в подростковой литературе?
Книги для молодых взрослых в своем роде новинка на отечественном рынке. Если раньше градация произведений была очень четкой, теперь все изменилось. Были книги для взрослых и книги для детей. Такого понятия, «подростковая литература», не было как такового. Книги-то были, а вот определение — нет. А между тем книги для подростков играют огромную роль.
Многие предвзято относятся к young adult, но и это вполне объяснимо. Основная масса читателей на нашем рынке — взрослые, для которых проблематика подростковых книг уже не актуальна. Согласитесь, сложно проникнуться романтическими проблемами пятнадцатилетней девушки, когда у тебя гора счетов и зверствующее начальство. Но в этом и кроется ответ на вопрос об актуальности и нужности подростковой литературы.
Пока взрослый занят делами насущными, подросток вынужден сталкиваться с проблемами иногда даже более сложными. Молодой взрослый — именно так дословно переводится словосочетание «young adult», — только учится выстраивать взаимоотношения, нащупывает социальные и личные границы, впервые пробует проявлять себя и самостоятельность. Кроме того подростки больше, чем кто-либо, склонны сомневаться и при этом быть максималистами: для них существует только их собственный опыт. И вот тут сложно переоценить тот вклад, который может дать подростковая литература.
Книга, попавшая в руки читателю в нужное время, становится огромным приобретением. Так что же может дать young adult?
Актуальная проблематика.
Книги этой категории рассказывают, как правило, истории о подростках, т.е. о таких же девушках и парнях, как и сами читатели. Соответственно, проблемы, которые эти книги освещают, в той или иной степени знакомы каждому подростку. Таким образом юный читатель легко сможет ощутить связь с героями книги, что гарантирует не только увлекательное чтение.
Объективность.
Этот фактор напрямую связан с первым. Ощущая связь и понимая героев и тему книги, подросток имеет огромное преимущество: он может вникнуть в проблему, примерить ее на себя, задать ключевой вопрос «А как бы поступил я сам?». Это помогает мыслить более объективно, рассматривать ситуацию с разных точек зрения, выбирая наиболее верную. Кроме того этот момент помогает подростку мыслить критически и учиться обращать внимание не только на собственные потребности и чувства.
На одном языке.
Классика — это прекрасно. Классическая литература поднимает множество сакральных тем, но всему должно быть свое время. Конечно, если ребенок в 14 лет в состоянии понять «Войну и мир» или запоем читает Достоевского — это волшебно, но лучше быть честными: в 14 как-то не думается о Раскольникове и его демонах. Так вот дайте кесарю кесарево. Пусть герои книги говорят с подростком на одном языке и о тех вещах, которые волнуют его в данный момент. В будущем юный книголюб непременно придет к великим классикам, но сейчас ему нужно, чтобы кто-то просто дал ему вектор.
Многоплановость.
Подростковые романы, как правило, вмещают в себя довольно большое количество персонажей и событий, жизнь в них кипит. Кроме того, авторы этого направления не ограничены в своих фантазиях и могут углубляться в любой жанр и помещать своих героев в самые экстремальные ситуации, не теряя при этом основной идеи. Чем насыщеннее, концентрированнее роман, тем он привлекательнее для жадных до жизни и событий подростков.
Сегодня очень много авторов, посвятивших свое творчество young adult'у. И произведений в этой категории становится все больше. Среди них есть и исторические романы, интеллектуальная проза, реализм, антиутопии, триллеры, романтическая проза и многое, многое другое. Есть, где развернуться. Подростковая литература набрала обороты, и игнорировать ее не имеет смысла, ведь она везде. А какие авторы young adult'а сегодня наиболее популярны и интересны — это уже совсем другая история.