Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива.
Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.
К 6-7 годам ребенок должен самостоятельно:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивая на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстёгивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом. Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Советы родителям о том, как дома приучать ребенка к труду:
- Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе со взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье.
- Поощряйте самостоятельную и совместную деятельность детей.
- Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении трудового поручения.
Что же может делать ваш малыш дома?
- помыть посуду, вытереть ее, накрыть и убрать со стола;
- навести порядок на своем столе, протереть пыль;
- подмести пол в комнате, вместе со взрослым почистить ковры пылесосом;
- подмести дорожки на улице, очистить их от снега;
- включить стиральную машину в присутствии взрослого;
- помочь развешивать белье (мелкие вещи);
- гладить носовые платки;
- поливать растения;
- лепить пирожки, прокручивать через мясорубку вареное мясо, чистить ягоды, мыть фрукты (вместе со взрослым);
- помочь нести покупки из магазина;
- ухаживать за братьями и сестрами;
- заботиться о животных и растениях.
Большую помощь в формировании самостоятельности могут оказать вам произведения художественной литературы: Воронковой Л. «Маша растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Топотушки», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла, клади на место», И. Муравейка «Я сама», народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Ночь пришла» и т.п.
Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером. А еще — полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе мы можем воспитать трудолюбивого человека.