Найти тему
ЖИТЬ ПРОСТО

Не воруйте, пожалуйста, воду!

Отброшенный в сторону люк, фонтан из-под земли метров шесть высотой. Думаете, это авария? Никак нет. Просто неудачная попытка кражи. Кражи московской воды.

Что? Воды? Кто может красть воду? - спросите, вероятно вы, как спросила я. В том конкретном случае воду пытались украсть таджики для дела весьма благородного...

Таджики хотели залить каток. И дабы сэкономить, вознамерились подключиться к воде до счетчика (да кто ее там считает, всего ничего и залить-то нужно, и не заметят поди). Вот только сделать это не так просто. Гидранты в России находятся в колодцах под землей. Спрятаны они не столько в целях сохранности (хотя, думаю, и эта причина была бы уместна), сколько по причине температурного режима в зимний сезон. Наверху вода просто замерзла бы, а в колодце точки выхода расположены ниже глубины промерзания грунта. Так вот, не имея соответствующего опыта, несложно сорвать соответствующую резьбу. А получив фонтаном в изумленное лицо, о катке думать поздно. Звонить нужно. Звонят в таких случаях в Мосводоканал.

Между прочим, далеко не все люки Москвы принадлежат Мосводоканалу. Но вызывают именно их. И они приезжают. Разбираются. Устраняют. И затем уже выясняют владельца и сообщают о происшествии. В Мосводоканал вообще много и часто звонят. Например, с криком "у меня нет горячей воды". Абсурдность запроса, наверное, всем очевидна?

Сюда же поступают жалобы на сдвинутые и неправильно расположенные (выше или ниже уровня дороги) люки, отсутствие холодной воды с зданиях, засоры в канализации, неприятные запахи в канализации, попадание животных в колодцы, подтопления... Это уже по адресу. И все решается в кратчайшие сроки.

Решается вот здесь - в центре «управления полетами» водоснабжения и водоотведения Москвы, в Центральном диспетчерском управлении Мосводоканала.

Все производственные процессы Мосводоканала сосредоточены здесь, в диспетчерской. И зашиты в новую электронную автоматизированную систему контроля и управления водоснабжением и канализацией. Здесь, как и во всем мире, переходят на так называемые "безлюдные" технологии. Когда все процессы контролируются и управляются при минимальном участии людей, удаленно.

Введение новой системы обусловлено также и присоединением к Москве новых административных округов на юге города. И при этом необходимостью оперативного реагирования. Больший объем задач - необходимы большие мощности. Ресурсов прежней диспетчерской стало категорически не хватать. Два года работы - и вот мы увидели огромные экраны с полностью актуальной информацией, дающей сведения обо всех водопроводных и канализационных сетях города, привязанной к карте, с расшифровкой мельчайших элементов вроде заглушек.

Пришло время уходить от бумажных носителей. От длительых и медленных процедур, когда люди сидели и вручную перерисовывали схемы и размышляли над тем, что и где рациональнее перекрыть, чтобы оптимально устранить.

Сейчас достаточно нажать на кнопку - и нужный участок Москвы появляется на экране, с нанесением всех сетей. Система сразу предлагает несколько вариантов решения проблемы в соответствии с готовыми моделями. Человеку остается только подтвердить выбор.

Любое изменение в системе, произведенное на местности, тут же отразится на экранах диспетчеров. Перекрыли участок - он окрасился красным цветом. Открыли - отображается синим. Не нужно звонить, уточнять, перепроверять. Данные актуальны и едины для всех участников.

Всего система установлена на более чем 600 объектах АО "Мосводоканал" и задействует более 100 серверов.

С ее помощью производится поргноз качества воды, управление основным оборудованием и работой распределительных сетей водопровода и канализации, постоянный мониторинг сетей и сооружений, контроль установленных на подаче воды датчиков давления.

Одним словом, Мосводоканал сделал отличный подарок ко дню рождения Московского водопровода (которому 28 октября исполнилось 213 лет) - и себе, и нам, пользователям воды. И пользователям канализации тоже.

Помимо обеспечения города водой (до входа в дом, дальше - работает управляющая компания) и отвода сточных вод (да, в Москву-реку, но с предварительной очисткой до допустимого нормативами Рыбнадзора качества), Мосводоканал еще отвечает за переработку снега. Это 35 снегосплавных пункта по всему городу.

И да, за этими пунктами контроль также - чере электронную систему. Снег еще не выпал, а точки переработки уже готовы.

Так выглядят снегосплавные пункты "сверху", над землей: грузовики сбрасывают снег в оранжевой зоне, где он перемалывается, сбрасывается вниз в закрытые резервуары со сточной водой, ей же растапливается, проходит через песколовки (чтобы освободиться от песка и прочих примесей) и дальше следует на очистные сооружения и в Москву-реку.

Справка:

В системе Мосводоканала ежесуточно выполняется более 5 000 анализов воды. Вода анализируется по 186 показателям.

Один москвич в среднем потребляет 141 л воды в сутки.

Очищенные сточные воды формируют 40% общего стока Москвы-реки в ее нижнем течении.

Помимо прочего, Мосводоканал производит комплекс мероприятий по удалению запахов от сооружений канализации.

Огромная благодарность руководству «Мосводоканала» в целом и начальнику ЦДУ Мосводоканала Андрею Викторовичу Фомушкину в частности, руководителю пресс-службы Александре Афиногеновой и ведущему специалисту пресс-службы Любови Кудрявцевой за уникальную возможность понаблюдать изнутри за существованием одной из четырех стихий в городских условиях.