Все мы в детстве, играли в песочнице. Ведёрко, совочек… Насыпаем влажный песок в ведёрко, переворачиваем, снимаем ведёрко… Оппа! Куличик получился. С возрастом, куличики переходят в крепости, песок мы уже грузим игрушечным экскаватором в игрушечный грузовик…
Видимо, кто то в детстве не наигрался и решил что надо расти дальше=) Получилось ЭТО:
Кратенько характеристики:
Ну, размер видно на фотке.
Вес 1200 тонн.
Максимальная глубина копания:14 метров.
Производительность: железнодорожный состав за 20 минут.
Скорость хода на гусеницах: 6-10 метров в минуту.
Это то, что мне удалось запомнить.
Кстати, экипаж этой громадины — всего 3 человека. Машинист, помощник и электрик. Зачем электрик? Так эта штука питается электричеством. Рабочее напряжение 6000 Вольт.
Данный, конкретный экземпляр — 1983 года выпуска. Немецкий. В СССР привезён по железной дороге и собран уже здесь под руководством немецких специалистов. С тех пор, трудится на карьерах, и не шибко то и ломается, со слов экипажа. Кстати, экипаж тоже трудится на экскаваторе с 1983 года. Точнее их, экипажей, четыре. Т.к. работают в графике сутки-трое. Работают круглосуточно. С наступлением холодов, встают "на ремонт". Фактически просто охраняют свою машину от таких как я, джиперов и прочих интересующихся. В экипаже есть свои люди:
ДМБ 77 флажок вешал=)))
Как всё это работает?
Начнём с кабины машиниста.
Никаких рычагов. Одни кнопки. Электроники — ноль. 83й год… Однако есть табло неисправностей
Экскаватор немецкий, а машинисты в немецком не сильны: поэтому все надписи выполнены на бумажке, карандашиком, и засунуты в нужные окошки. Если фотку увеличить — хорошо видно. =)))
За что отвечает машинист?
За ход экскаватора. Если надо переместиться куда либо. Машинист рассказывал, тыкая пальцем в горизонт, что раньше карьер начинался "вооооон там". Но, со временем приходилось перемещаться. А потом, был приказ переместиться почти на 2 километра. "Мчали" эти два километра неделю. Круглосуточно. Расчищая дорогу монстру, ещё пятью(!) экскаваторами и бульдозерами. Вот такой экстримальный офф-роад, на свехтяжёлой технике получился=)
Отвлёкся. И так, машинист отвечает за перемещение, повороты платформы и сам процесс копания. Наблюдая за ним, процессом через окошко.
Помощник машиниста отвечает за погрузку. Сидит в отдельной кабине
Поворачивает транспортёрную ленту и распределяет потоки песка по вагонам. Электрик… Этот отвечает за всё. А уж коль что сломается — так весь экипаж упирается с ремонтом. Правда, поломки — явление не частое. Система смазки централизована. Т.е. смазка засыпается в специальную ёмкость литров этак на 150 и дальше процесс смазки нужных точек происходит автоматически. Знай, следи, что бы смазка не кончилась.
Теперь, как это работает.
Вся конструкция, собрана вокруг "шахты".
Грубо говоря, вертикального хребта, пронизывающего весь экскаватор по высоте, и вокруг шахты и вращается, по мере надобности, платформа. Шахта, в свою очередь, установлена а четырёх опорах с гусеничными движителями.
Ковши, а их 47 штук, расположены на ковшевом гибком транспортёре
и соединены между собой ковшевой цепью. Чем ниже опустится транспортёр, тем глубже будут копать ковши. А опускается или поднимается транспортёр при помощи лебёдок.
Запускается главный электродвигатель, и через главный фрикцион
приводятся в движение ковши. Фрикцион отрегулирован на определённое усилие. И при начале пробуксовки, он размыкается. Сделано это для того, что бы не порвать ковшевую цепь или сами ковши, при возникновении какого либо препятствия при копании (камень, бревно например).
Далее, песок, через вращающийся жёлоб подаётся на транспортёр отгрузки. По которому уже отправляется в вагоны. Транспортёр подвижен. Т.е. перемещаясь, может менять точку выгрузки. Нас на нём прокатили.
Вот, собственно и весь процесс копания, казалось бы. Ан нет! Что бы эта громдина
копала то, что нужно, надо ещё потрудиться машине поменьше.
Лочичный вопрос: зачем? Объясняю: тот, которые поменьше(кстати, он шагающий) — снимает слой грунта до песка, который, собственно в карьере и добывается. В принципе, большой сам может копать с нулевой глубины. Но! Куда девать грунт (не песок) им отрытый? Да и что делать с ямами им оставленными? Вот и трудится, тот которые поменьше, не покладая ковша . Снимает верхний слой, и засыпает следы деятельности большого.
Правда, к мелкому подойти не удалось. Ибо он работал безостановочно. Его машинист обгудел нас сиреной и обложил матом из кабины. Собственно и правильно: нефиг шариться в зоне работы большой землеройки в гигантской песочнице…
Вот вроде бы и разобрались. Маленький готовит, большой копает. Процесс пошёл? Не-а! Куда таки девать песок добытый большим? В железнодорожные вагоны, правильно. Но ведь на одном месте песок кончится, большой экскаватор "перемчится" в другое. Хорошо, если вдоль железнодорожного полотна. А если поперёк? Что тогда? Евоный транспортер хоть и подвижен, но отнюдь не бесконечен. А вот тогда, в дело вступает машина для двигания путей. Тоже немецкая и тоже 83го года выпускаю.
Этот агрегат берёт себе под пузо секцию ж/д пути, перевозит его в сторону, кладёт и едет за следующей секцией. И так, потихоньку, приближает пути ближе к большому экскаватору. Остаётся только соединить секции пути между собой. Всё! Подавай состав и грузи песок. Процесс таки пошёл.
Всё описанное — пересказанно мной со слов членов экипажа большого экскаватора. Если где чего приврал — строго не судите, кто разбирается. За что купил — за то и продаю.
P.S. А вообще — размеры таки впечатляют. На первой фотке — мой УАЗик на фоне экскаватора. Как игрушечный.
Да и я 190 сантиметров ростом…
Не много на свете машин, под брюхо к которым я захожу не пригибаясь.
P.P.S. Этот экскаватор, был одной из точек на покатушке. О которой обязательно расскажу, но чуть позже. Только вот фоток от других участников дождусь.