Найти тему
KIDS+

Температура у ребенка: первая помощь (часть I)

Сколько врачей - столько и мнений, и не редки случаи, когда эти мнения полностью противоречат друг другу. Как и в любом вопросе о здоровье, степень накала страстей и разногласий среди профессионалов в отношении действий при температуре зашкаливает: одни советуют обтирание водкой, другие ни в коем случае не рекомендуют этого делать; одни наказывают мамам обязательно давать но-шпу, другие указывают на возможные непредсказуемые сосудистые реакции после ее приема; часть врачей утверждает, что нельзя допускать подъем температура у детей выше 38 С, при этом не менее многочисленная часть медиков убеждена, что, не давая температуре подняться, мы отсрочиваем выздоровление. Как действовать правильно и что нужно знать про температуру, рассказывает научный журналист и главный редактор журнала Mommy's Mag Анна Ремиш.

Я собрала коллекцию фактов о температуре и постаралась разобрать их с точки зрения физиологии. В этом мне помогли эксперты: Анна Тажерова, педиатр, врач–неонатолог (в 1996 году окончила Российский Государственный Медицинский Университет, специальность «Детская хирургия» и «Неонатология») и Юлия Юсипова, врач-биофизик. Кроме того, я использовала в работе данные из дневника врача-невролога Игоря Павлова (окончил Ростовский государственный медицинский университет Росздрава России в 1987 году), и информацию с сайта Евгения Комаровского. Данный текст не является набором рекомендаций - это подборка информации по теме «температура».

Сразу хочу отменить, что в случае с высокой температурой (38,8 С—40 С), тем более у детей младше года, следует руководствоваться принципом «не опоздай»: то есть взять себя в руки, побороть желание узнать про «народные методы» и обратиться к доктору (желательно к такому, которому мама доверяет), или, чтобы не терять время, сразу вызвать «скорую помощь».

Что такое температура?

Лихорадка – это защитный механизм, возникающий как реакция на жизнедеятельность микробов, попавших в организм, и выражающийся в перестройке процессов терморегуляции, что — и это важно! — стимулирует целый комплекс защитных клеточных реакций (то есть они возможны только при повышенной температуре тела), которые направлены на подавление размножения многих возбудителей и паразитов. Поэтому наиболее частые причины повышение температуры у детей и взрослых — острые инфекционные заболевания. Однако, лихорадка возможна и в других случаях:

— неинфекционные воспалительные заболевания;
— тяжелые метаболические расстройства (например, обезвоживание, нарушения солевого баланса);
— перегрев;
— аллергические реакции;
— эндокринные расстройства (гипертиреоз, диабет).

Кроме лихорадки, в медицине существует еще понятие гипертермии. Разница в том, что повышение температуры (лихорадка) возникает из-за смещения установок в гипотоламусе (после получения сигнала о наличие возбудителя), гипертермия же — состояние, при котором система терморегуляции либо функционирует неправильно, либо просто перегружена под действием различных внутренних или внешних факторов. Классический пример гипертермии — тепловой удар.

NB! Гипертермический синдром считается патологическим вариантом лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. То есть гипертермия опаснее лихорадки, и действия при ней должны быть быстрыми и четкими, так как температура поднимается очень быстро [1].

Почему поднимается температура?

В принципе, у здорового человека в течение дня температура может колебаться в пределах 0,5 С –1С (мало того, она различна в разных частях тела). Измеряя температуру мы не только меряем ее значение на поверхности кожи, но и стараемся узнать температуру внутренних органов. Обычно температуру замеряют в подмышечной впадине, однако можно это делать во рту, где примерно на полградуса выше, чем подмышкой, в ухе (крайне неточный метод) или в попе (примерно на градус выше, чем подмышкой).

«Повышение температуры тела, — объясняет детский врач Евгений Комаровский, — наиболее типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм таким образом сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем. Главный из этих веществ — интерферон — особый белок, обладающий способностью нейтрализовать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела — т. е. чем выше температура, тем больше интерферона (речь, судя по всему, идет о гамма-интерфероне — прим. автора)».

Комментарий Анны Тажеровой: «При температуре вырабатывается не только интерферон, но и многие медиаторы воспаления, плюс факторы, активизирующие фагоцитоз и хемотаксис макрофагов».

Почему рекомендуют снижать температуру?

Я часто задаю этот вопрос разным детским врачам. Вы удивитесь, но самый распространенный ответ: «Чтобы избежать судорог». То есть не денатурация (свертывание) белков (которая обычно происходит при не совместимых с жизнью температурах выше 42 С– 44 С), не угнетение ЦНС, а именно судороги, по мнению педиатров, представляют наибольшую опасность при температуре (правда, в большинстве случаев судороги неопасны, но при неправильных действиях могут привести к смерти из-за того, что человек может банально подавиться рвотой. Вот отрывок из руководства Американской академии педиатрии под названием «Длительное ведение ребенка с простыми фебрильными судорогами» (1999): «Наконец, существует теоретический риск смерти ребенка во время простых фебрильных (температурных — прим. автора) судорог в результате травмы, аспирации (попадание в дыхательные пути различных инородных тел, например, рвоты – прим. автора) или сердечной аритмии, однако в ведомственную комиссию, о них никогда не сообщалось. В итоге, за исключением высокого уровня рецидива, никаких долгосрочных негативных последствий простых фебрильных судорог не было обнаружено» [7]).

Кому и при каких значениях рекомендовано снижать температуру?

Многие врачи придерживаются мнения, что, если ребенок во время температуры чувствует себя удовлетворительно, не лежит, как тряпочка, его не знобит, нет мышечных болей/значительного ухудшения самочувствия и ему больше 6–9 месяцев, то тяжелую артиллерию в виде жаропонижающих советуют подключать не раньше 38,5 С – 39 С. Однако существует группа риска, на которую не распространяются общие правила:
— дети первых месяцев жизни;
— дети с фебрильными судорогами в анамнезе;
— дети с патологией ЦНС;
— дети с хроническими заболеваниями сердца и легких;
— дети с наследственными метаболическими заболеваниями.

Таким малышам назначают жаропонижающие, когда температура поднимается выше 38,0°C при «розовой» лихорадке, а в случае «белой» — даже при субфебрильной температуре (37,5–37,9С). Замечу, что при повышении температуры у таких деток родители должны незамедлительно связаться с врачом.

Почему же при прочих равных не рекомендуют сбивать температуру ниже 38,5 С?

Дело в том, что сбивая не успевшую подняться температуру тела, мы можем затянуть инфекционный процесс. Кроме того, организм борется с инфекцией с помощью специальных молекул и клеток, а чтобы они наилучшим образом захватили и связали белки возбудителя необходима вода. Однако свободных молекул воды в организме мало: большая часть их связана между собой водородными связями и образует кластеры из десятков и даже сотен молекул. И вот, чтобы разрушить эти кластеры (с последующим формированием гидратного слоя на поверхности белка) затрачивается определенная энергия. Оптимальная температура для данных реакций соответствует уровню, при котором теплоемкость воды минимальна (то есть около 38 С). И чем ближе температура к этой цифре, тем быстрее и эффективнее происходит переформатирование кластеров воды. Именно поэтому во время болезни организм повышает температуру тела, обеспечивая высокую скорость и эффективность взаимодействия чужеродных белков с антителами. А если мы начинаем сбивать низкую температуру, то просто-напросто даем преимущество микробам, а не своим защитным силам. Что интересно, «нормальной» температурой тела человека должно было бы быть именно значение в 38 С. Однако в этом случае иммунитет может начать атаковать собственные (здоровые) ткани, поэтому организму «приходится» поддерживать более низкую температуру тела, и хотя это делает человека уязвимым к разного рода заразе, она обеспечивает целостность единой системы, что важнее для выживания [3], [4].

Каким органам опасна высокая температура:

  • Значительно увеличивается нагрузка на сердце (поэтому при температуре лучше всего лежать);
  • ЦНС (кроме судорожного синдрома): при очень высокой длительной лихорадке существенно увеличивается риск развития отека мозга, на фоне которого формируется сильное угнетение ЦНС (резкое снижение частоты дыхания и сердечных сокращений, а также возникновение аритмии и падение артериального давления, что может быть очень опасно!). Набольшую опасность представляет длительное (более трех суток) и непрерывное повышение температуры выше 39 С у взрослых и 38,5 С у детей, которое не чередуется с эпизодами ее понижения.

Кроме того, если температура повышается слишком сильно, происходят нарушения в передаче нервных импульсов. Это может привести к необратимым изменениям в коре головного мозга и подкорковых структур.

NB! Температура выше 41С часто требует госпитализации.
Температура выше 42С приводит к потере сознания и ее необходимо сбивать. Если повышенная температура длится более двух недель, нужно обратиться к врачу.

«Розовая» лихорадка

Довольно часто лихорадку делят на 2 типа (хотя, это и устаревшая практика): благоприятная — «розовая» («красная») и более тяжелый случай — «бледная» («белая»). Действия при каждом типе различны. Общее, пожалуй, лишь то, что больному необходимо много пить.

При «розовой» лихорадке ребенок теплый, влажный, часто раскрасневшийся; конечности теплые или даже горячие, состояние «умеренное», хотя температура тела может быть достаточно высокой. Учащаются пульс и дыхание. Часто при этом типе лихорадки дети достаточно активны (однако не следует сильно поощрять это из-за большой нагрузки на сердце). Антигистаминные средства не нужны.

Порядок действий
Обильное питье (не горячее, потому что ребенку и так жарко): морсы, отвар шиповника, минеральная вода, остуженный чай с лимоном и т. д. Особенно хорошим жаропонижающим действием обладают морсы из клюквы и брусники.

Чтобы ребенок терял тепло и у него не возникало перегрева внутренних органов, разденьте его (если очень боитесь сквозняков, закройте окно и накройте малыша легкой пеленкой, но не одеялом). Поддерживайте в комнате относительную прохладу, но очень важно, чтобы не было сквозняков или работающего кодиционера/вентилятора (ни в коем случае не «остужайте» ребенка с помощью вентилятора!).

Оботрите мокрым полотенцем паховые области, и места сгибов. Сразу замечу, что метод достаточно спорный, так как снижает температуру достаточно вяло. А вот совет накрыть малыша мокрой (теплой) пеленкой пока не она высохнет (кстати, больничная рекомендация) работает весьма эффективно. Опять-таки не стоит бояться, что ребенок простынет, однако если сильно переживаете, ограничьтесь областью живота и ног (эффективность может немного снизиться).

Часто врачи (в том числе и работающие на «скорой помощи») рекомендуют растирание наполовину разведенным водой спиртом или водкой (только не травяной настойкой или виски, так как может дать очень сильную аллергию), но у этой процедуры столько же противников, сколько сторонников: «Если уж ребенок пропотел, — объясняет Евгений Комаровский, — то температура тела снизится сама. А растирать сухую кожу — это безумие, потому что через нежную детскую кожу то, чем производится растирание, всасывается в кровь. Растерли спиртом (водкой, самогоном) — добавили к болезни отравление алкоголем. Растерли уксусом — добавили отравление кислотой» [2]. Тем не менее, растирание спиртовыми растворами используют в детских больницах. И в любом случае, это, как говорится, — метод выбора, и пользы от него может быть меньше (он не способствует длительному снижению температуры), чем вреда.

NB! Если гипертермия очень высокая и ваши меры неэффективны, вызывайте «скорую». Ребенку сделают укол, содержащий литическую смесь, в состав которой входит жаропонижающий и антигистаминный препарат [1].

«Бледная» лихорадка

Протекает более тяжело и часто бывает при гриппе, а также после вакцинации (кстати, перегрев грудничка тоже может проходит по «бледному» типу). Она приводит к спазму сосудов, что затрудняет теплоотдачу и вызывает сильный перегрев внутренних органов, включая головной мозг.

Признаки белой гипертермии: бледная, «мраморная» кожа (вопреки названию такая кожа не всегда бледная; точнее это — состояние, при котором видна сосудистая сетка, при этом сама кожа может быть разного цвета (чаще всего она синюшная или серая вследствие застоя крови в периферических венах), но главное, при ней всегда виден сосудистый рисунок); конечности холодные, губы и ногти имеют синеватый оттенок, на коже появляется «симптом белого пятна» (после надавливания белое пятно на коже долго не исчезает). Поведение ребенка вялое: он хочет спать, возможны озноб, судороги и даже бред. Эффект от жаропонижающих средств недостаточен. Показаны антигистаминные средства [1].

Что нельзя делать?
При холодных конечностях и мраморной коже ребенка ни в коем случае нельзя обтирать (даже простой водой), т.к. в данный момент у него спазмированы периферические сосуды (сосуды кожи), и она (кожа) теряет способность нормально отводить тепло. То есть получается, что ребенок внутри перегревается, но кожа не выводит это тепло наружу. Поэтому любые обтирания в данной ситуации только усиливают спазм сосудов кожи и могут привести к непосредственной угрозе жизни. Следует учесть, что температура при «бледной» лихорадке ползет вверх достаточно быстро, поэтому, если ваши действия не привели к стойкому снижению хотя бы на градус, вызывайте «скорую».

Продолжение (часть II)

#kids+здоровье