Найти в Дзене
С пользой для ума

SQ3R или как из пассивного читателя превратиться в активного?

Оглавление

Чаще всего мы читаем для удовольствия, для запоминания или для действия.
Чаще всего мы читаем для удовольствия, для запоминания или для действия.

Сегодня поговорим о чтении для запоминания, и вы узнаете об одной из методик, благодаря которой вы сможете читать с бОльшим пониманием и запоминать на более длительный срок.

И это методика SQ3R.

Стоит упомянуть, что это только один из методов чтения, но, какой бы метод вы не выбрали, у каждого из них одна цель – перевести вас из пассивного читателя в активного. Только когда вы читаете активно, концентрируясь и прорабатывая материал, только тогда его можно глубоко понять, и только тогда он отложится в долгосрочной памяти.

Сама методика очень простая и за буквами SQ3R скрываются 5 шагов:

S – Survey (обзор, исследование)

Q – Question (вопрос)

Три R – Read/Recite/Review (чтение/конспектирование/повторение)

Шаг 1. Survey (обзор, исследование)

Прежде чем приступить к чтению, вам необходимо посмотреть на структуру главы, которую предстоит прочитать. Для этого пройдитесь по всем заголовкам и подзаголовкам, обратите внимание на иллюстрации и графики. Можете прочитать краткое содержание главы, а если ее нет, то резюме – одна из этих частей обязательно содержится в учебных книгах.

Все, что вам нужно на данном этапе, понять структуру главы и иметь представление о ней.

Шаг 2. Question (вопрос)

Теперь вы берете каждый заголовок и подзаголовок и превращаете их в вопросы. Другими словами, вам нужно переформулировать название заголовка в вопрос.

Например, если заголовок звучит так: «Формула для силы притяжения тел произвольной формы», то вопрос к этому заголовку может быть таким: «Каковы составляющие формулы для силы притяжения тел произвольной формы?»

Все очень просто!

Шаг 3. Read (чтение)

Теперь вы начинаете читать главу, чтобы найти ответы на свои вопросы. Здесь для начала лучше выбрать отрезок, который вы будете читать. Обычно это один подзаголовок (от одной до трех страниц). И до того, как вы начнете читать, вспомните на какой вопрос часть этого текста будет отвечать.

И только полностью прочитав этот отрезок, переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Recite (рассказывание/повторение/конспектирование)

В этом шаге нужно попытаться извлечь из памяти то, что было прочитано. Это можно делать устно (рассказывая кому-то или самому себе) или письменно (конспектируя). Многие пользуются письменным способом (и я в том числе), так как это позволяет создать записи для последующих повторений.

Важно по памяти максимально структурированно резюмировать то, что вы только что прочитали, только иногда заглядывая в книгу, чтобы перепроверить правильно ли вы запомнили или если нужно дополнить деталями.

И только уже в этом шаге, если осталось что-то, что вы не поняли и вы хотите узнать более глубоко, вы можете прибегнуть к поиску в интернете.

Этот шаг самый важный и является проверкой того, насколько вы поняли прочитанный материал.

Если вы не можете структурированно рассказать или написать то, о чем вы только что прочитали (когда это у вас в краткосрочной памяти), значит, никакой пользы от прочтения не было.

Иногда, особенно если информация новая и не знакома вам, потребуется 2-3 повторения третьего шага.

Шаг 5. Review (повторение)

Обратите внимание, что это не разовый шаг, а постоянная активность с удлиняющимися каждый раз интервалами.

Другими словами, когда вы полностью закончили читать главу, вы снова быстро просматриваете структуру своих записей и кратко пересказываете (можно самому себе) то, что вы узнали. Представьте, что вы делаете растяжку после фитнес-тренировки 😊, потому что вы только что затратили много энергии на концентрацию и фокусирование. И это очень классное чувство, когда эти 2-3 часа позволили разобраться в вопросе настолько, что вы уже способны пересказать это! И этот шаг занимает всего 5-10 минут!

И это был последний шаг)

А что же дальше?

В этот же день, например, вечером, вы можете пересказать короткие интересные факты из того, что вы узнали, своим близким.

А в следующий раз, когда вы снова сядете за эту книгу, начните с вдумчивого перечитывания конспекта, который вы создали накануне.

И помните, что через какое-то время подобное чтение станет вашей второй натурой и вы уже не будете задумываться о шагах, а станете просто читать!)

Жаль, что не во всех учебных заведениях первокурсников обучают навыкам как учиться (сюда входит и как запоминать материал, как вести записи, как читать книги, как готовиться к экзаменам, как организовать свое время), поэтому если среди ваших друзей или знакомых есть люди, которым эта статья была бы полезной, покажите ее им 😊

Также вам будет полезна предыдущая статья про долгосрочную и краткосрочную память https://zen.yandex.ru/media/id/5a2c19c7168a9156a3b52ff3/luchshii-sposob-zapominat-prochitannoe-5a3671a679885ecd8830afed

И напоследок лайфхак для студентов: вопросы, которые вы составляете в шаге 2, могут быть теми, которые будут на вашем экзамене, так как экзаменационные вопросы педагоги часто составляют, пользуясь этой методикой 😊

Желаю вам обновленного чтения!