Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Водоплавающий ЛуАЗ. Или боевая машина с сердцем Запорожца

Конфликт на Донбассе показал миру множество боевой техники, давно невиданной на полях сражений. К таким образцам относится и ЛуАЗ ТПК (Транспортер переднего края). Эта амфибия была создана для военных нужд на основе Луцкого внедорожника.

Говоря военным языком, ТПК – это плавающий транспортер малой грузоподъемности, используемый для эвакуации раненых, и подвозу боеприпасов к переднему краю. Заказчиками новой машины стали Воздушно-десантные войска. В техническом задании, помимо плавучести, была описана необходимость откидной рулевой колонки и складных сидениях, что позволяло бы управлять машиной лежа. Это обуславливало расположение водителя по центру.

Стеклопластиковая Предыстория

Необходимость в транспорте подобного рода четко обрисовалась после анализа боевых действий в Корее (1949-1953). Как оказалось, при всем многообразии специального транспорта, есть задачи, выполнение которых являются для этих машин (вроде БТР) нецелевыми. Так сформировались требования новой машины: легкость, плавучесть и компактность. При всех плюсах заслуженного «бойца» ГАЗ-69, он не подходил на эту роль. А горьковская амфибия, созданная на его базе, не отвечала всем поставленным задачам.

Конструкторская группа, состоявшая из специалистов НАМИ «засучила рукава» в середине 50-х годов. Первым результатом стал ходовой прототип НАМИ-032Г, принятый на испытания в 1957 году. Он приводился в движение мотоциклетным мотором М-72, или его модификацией МД-65 – с верхним расположением клапанов (здесь и далее возможны вариации, так как данные по работе были засекречены, и у ведущих авторов наблюдаются различные версии). Стеклопластиковый кузов крепился к стальной раме, в которой были закреплены элементы подвески – продольно-рычажной на поперечных торсионах. Ведущей осью была передняя с возможностью подключить задний мост. Дифференциал посчитали ненужным, ибо решили, что эксплуатироваться машина будет исключительно вне дорог. Весь трансмиссионный блок был облачен в герметичный блок из которого выходили загермитизированные полуоси.

Испытания показали критичные недостатки «тридцать второго». Мотор оказался недостаточно тяговитым, а трансмиссия – крайне ненадежной. Кроме того, десантники скептически относились к пластиковому кузову, который разрушался при десантировании, что приводило к разгерметизации.

НАМИ-032Г
НАМИ-032Г

Цельнометаллическая оболочка. История.

К 1961 году проект получил два направления. Первая группа продолжила работать над стеклопластиковой модификацией (032С), а вторая начала изыскания над амфибией с цельнометаллическим корпусом (032М). Моторы были по-прежнему мотоциклетными в обоих случаях. Подвеску усилили, заменив пластиковые торсионы металлическими, что улучшило прочность агрегата при десантировании с парашютом. Уже на этом этапе водитель размещался посередине, а спиной к нему – санитар. По бокам были оборудованы стеллажи под носилки.

Привод на воде обеспечивался оборотом колес с внедорожным протектором – гребной вал отсутствовал, что делало машину не совсем полноценной амфибией. В такой кондиции проект был передан на завод «Коммунар», более известный как АвтоЗАЗ.

НАМИ-032М (1958) уже ближе к истине.
НАМИ-032М (1958) уже ближе к истине.

Спустя четыре года конструкторы ЗАЗа представили прототип ЗАЗ-967, который более походил на известный нам ТПК. Как и у прообраза, силовой агрегат достался от мотоцикла, но в конструкцию кузова уже заложили потенциал для использования Мелитопольского V-образного мотора, использовавшегося в «горбатом» ЗАЗ-965. Этот двигатель был мощнее, надежнее и тяговитее, чем ковровские мотоциклетные моторы.

После отладки конструкции, проект снова сменил прописку. Теперь амфибией занимались конструкторы Луцкого завода, который поставил машина на конвейер под индексом ЛуАЗ-967. Параллельно велись наработки по созданию гражданской версии амфибии. Их результатом стал ЛуАЗ-969, вставший на конвейер в 1969 году, который достигал на воде скорости в 3 километра в час. Автомобиль, получил мощный мелитопольский мотор (1975), и продержался на конвейере вплоть до 1989 года. Гражданская версия была известна на рынке как ЗАЗ-967М. Эта машина особенно ценится любителями активного отдыха, охотниками и туристами.

К сожалению, этому ветерану не удалось избежать использования по назначению. В середине августа 2014 года он был передан на вооружение одного милицейского формирования Украины, участвовавшего в боевых действиях на востоке страны.

ЛуАЗ ТПК. Украина (2014)
ЛуАЗ ТПК. Украина (2014)