Сочная подборка от кинокритика Александра Павлова для новогоднего залипалова
Ну что, пора подводить культурные итоги года. И поскольку сериалы играют важную роль в нашей жизни, без них — никуда. В этом году было много не только продолжений известных шоу (“Твин Пикс”, “Игра престолов”), но и крутых новинок. Кино- и сериальный критик Александр Павлов предлагает топ свежих сериалов, которые понравились лично ему. Вдруг вы чего-то не заметили.
“Двойка”
Лучший сериал уходящего года. Конечно, шоу не совсем для всех. Но не по причине возрастной маркировки. Вряд ли фанатам Marvel будет интересно наблюдать за бытом гомосексуалов, сутенеров, проституток, порнографов, полицейских и барменов на самой злачной улице Манхэттена. Хотя, может быть, именно им и будет интересно сравнить Нью-Йорк начала 70-х и Нью-Йорк глазами Marvel. Если же вы хотите узнать о культурной истории секса и его репрезентации на больших экранах, “Двойка” — точно для вас.
Из приятных бонусов: Джеймс Франко играет сразу две роли, а Мэгги Джилленхол — одну, зато выкладывается за двоих.
“Охотник за разумом”
Еще один сериал в стиле ретро. Теперь — от Дэвида Финчера. Но если действие в “Двойке” ограничено одним районом Нью-Йорка, то герои “Охотника за разумом” проводят свои расследования в масштабе всей страны. Культурная атмосфера (хиппи, свободная любовь, наркотики и университетские профессора) в нем тоже есть, хотя она и вторична. Здесь все посвящено криминальной психологии. Это история о том, как агенты ФБР, устав от стариковских методов, пробуют совершить революцию в расследовании серийных преступлений и начинают общаться за жизнь с самыми упертыми маньяками, коротающими сроки в застенках.
Убойный коктейль из “Молчания ягнят” и трилогии Финчера про маньяков — “Семь”, “Зодиак” и “Девушка с татуировкой дракона”.
“Мистер Мерседес”
Тему психов-маньяков в нашем топе продолжает другой хит этой осени. Правда, в “Мистере Мерседесе” фигура сумасшедшего убийцы не так уж и важна. Зачем нам какие-то расследования, когда мы смотрим на пьяного Брендана Глисона? Каждая серия начинается с того, что герой просыпается с похмелья и готовится прожить еще один бессмысленный и ужасный день. Впрочем, смысл его жизни придает как раз маньяк — на досуге можно его ловить.
Еще это экранизация Стивена Кинга. На фоне “Мглы” (брррр) “Мистер Мерседес” — просто шедевр. Впечатлительным лучше смотреть, закрывая лицо ладошками.
“Блеск”
И снова ретро! На этот раз — 80-е. Однако это не порнография и маньяки, но все еще культурная и сегодня некоторым образом (учитывая наши политкорректные времена) более важная тема — женский реслинг. Сынок богатенькой дамочки мечтает стать продюсером ТВ-шоу про то, как потрясающие леди дерутся на ринге.
Режиссер-неудачник, который сделал несколько культовых вещей (типа “Кровавое диско”), мечтает снять свой главный фильм, чтобы остаться в истории киноискусства. Продюсер даст режиссеру денег, если тот сперва сделает программу про женский реслинг, в которой будут участвовать такие же неудачницы, как и авторы шоу. Но, конечно, в итоге, несмотря на все сложности, получится что-то невероятное.
Элисон Бри (главная героиня) — просто супер. А Марк Марон (режиссер) выжигает дотла. Если пропустили, срочно наверстывайте!
“Озарк”
Многие говорили, что этот сериал — новый “Во все тяжкие”. Если учитывать, что “Во все тяжкие” зрители и критики раскусили только на третьем сезоне, а само шоу раскрылось только в четвертом (вспомните эпизод про муху!), то как минимум в потенциальном величии “Озарку” отказывать мы не можем.
Джейсон Бейтман (аналог Брайана Крэнстона) в этом году номинирован на “Золотой глобус” в категории “Главная мужская роль в ТВ-программе”. По мне, так шоу — просто огонь.
“Грешница”
А этот сериал оказался радикально немодным. В смысле совсем не хайповым. В то время как одни шоу расхваливают и обсуждают (например, “Большая маленькая ложь” или “Рассказ служанки”), эту скромную детективную драму, кажется, просто не заметили. А зря. Начинается все с того, как мать и жена (Джессика Билл) ни с того ни с сего на пляже жестоко убивает молодого человека. Она признает свою вину и готова нести суровое наказание. Однако опытный детектив (Билл Пуллман), у которого тоже много тараканов в голове, начинает копать.
С одной стороны, слегка избито. С другой — смотрится на одном дыхании. А Билл Пуллман вообще начинается новую актерскую жизнь.
“Рассказ служанки”
Какое-то время назад “Рассказ служанки” Маргарет Этвуд уже был экранизирован. Но тогда этот фильм пришелся не ко двору. Теперь, уже в рамках телевизионного шоу, он стал настоящим хитом. Конечно, там много феминизма, но куда больше увлекает тема антиутопии, в которой феминизм и роль женщины отходят, извините, на второй план. Историю, вероятно, вы слышали: в США случился кризис фертильности, а за ним — революция. Теперь женщины, которые еще могут рожать, живут в качестве служанок в домах новой элиты. Страдают отныне все. Но кто-то — больше.
В отличие от других шоу, это довольно депрессивное. Так что прикидывайте сами, в какой момент вашей жизни его лучше смотреть: когда все хорошо или когда все плохо.
“Человек будущего”
Это уникальный сериал. Он сразу и ретро, и футуро. Тема путешествий во времени позволяет создателям проехаться по всем культурным эпохам и даже заглянуть в будущее. К счастью, это комедия, потому смотрится живенько и ненапряжно.
Всем, кто будет тюленить в новогодние праздники, “Человек будущего” строго рекомендуется. Особенно рады будут те, кто знает американское кино 80-х наизусть.
“Каратель”
Нельзя сказать, что это один из лучших сериалов уходящего года. И все же на фоне опостылевших “Защитников” данная часть вселенной Marvel кажется приемлемой. Можно взять одного “Карателя” и, посмотрев его, принять решение, стоит ли осваивать всю франшизу. Стоит признать, что сериальный вариант знаменитого графического романа вышел едва ли не худшей экранизацией (а их до того было как минимум три), и все же всегда приятно встретить старого друга, которому нечего терять и который не стесняется жестоко убивать плохих людей.
Важное отличие “Карателя” от всех “Защитников” в том, что в нем нет никакой фантастики, но есть социально-политическая критика. Последнее, впрочем, лишнее. Если бы мститель весь сезон методично убивал людей и не отвлекался на скучные диалоги, было бы куда лучше.
“Нетипичный”
Социальный продукт от Netflix. Если на одну чашу весов положить “13 причин почему”, а на другую — “Нетипичного”, то последний точно перевесит. Первый — слишком пафосный и намеренно трагичный. Второй — приятный, без перегибов и очень дружественный к зрителям. Конечно, тема подростковых самоубийств важна, но подавать ее все же надо умереннее — так же, как и рассказ о сложной судьбе семьи, в которой есть ребенок-аутист.
“Нетипичный” не раздражает и постепенно затягивает в непонятный мир аутиста. Добавьте к этому сторонние сюжеты, милые и ненавязчивые шутки и получите приятный сериал. Очень симпатичный подход.
САМАЯ НЕТИПИЧНАЯ ТЕЛЕГА!
Но это не точно.