Найти тему

2017 год в пяти фильмах

Уходящий год нельзя назвать богатым на громкие кинопремьеры. Поэтому выделить пятерку фильмов, которые обязательно нужно посмотреть, было очень легко. Это не рейтинг — картины указаны в порядке появления на экранах.

Правила просты. Для большей объективности выбраны картины, вышедшие в мировой прокат после «Оскара-2017» и уже показанные в российских кинотеатрах. Тот же «Ла-Ла Ленд» технически вышел в России в этом году, но вряд ли он до сих пор кому-то интересен. Нельзя было не учесть уровень ожидания картин, положительные отзывы критиков и кассовые сборы. Из пяти приведенных картин только две не занимали первое место по итогам премьерного уик-энда. Так бывает. Иногда зрители делают странный выбор. Самый яркий пример этого года — сказка «Последний богатырь», которая стала самым кассовым фильмом в истории российского кинематографа к удивлению даже его создателей.

«Логан» (США)

Режиссер: Джеймс Мэнголд

В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин

Премьера в России: 2 марта 2017 года

Мировая премьера «Логана» состоялась на Берлинском фестивале. Обещали, что это последний фильм про Россомаху. Скорее всего, так и есть, потому что герой Хью Джекмана в финале погиб.

Сюжет развивается в недалеком будущем, где мутантов практически не осталось. Логан (Хью Джекман), профессор Ксавье (Патрик Стюарт), которого держат на наркотиках, чтобы подавить его силу, и альбинос Калибан (Стивен Мерчант) живут изгоями где-то рядом с мексиканской границей. Никто не строит никаких планов и не расположен помогать другим. Но фильмов о том, как ничего не происходит, не бывает. Однажды на Логана сваливается девочка (Дафни Кин), у которой тоже есть когти, и предлагает щедро заплатить, если он ее подвезет.

«Логан» уже назвали самым впечатляющим американским кинокомиксом со времен «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Впечатляет он в первую очередь драматургической цельностью. Джеймс Мэнголд откровенно смеется над схематизмом комиксов, создавая в качестве альтернативы плоским историям о супергероях трагический кинороман.

«Логан» — история супергероя, который не хочет больше никого спасать. Это кино, которое подводит итог под умирающим жанром супергероики. Оно вызывает ощущение, что множество киновселенных совсем скоро превратятся в черные дыры… Только песня Джонни Кэша останется навсегда.

«Дюнкерк» (Великобритания, Нидерланды, Франция, США)

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден

Премьера в России: 20 июля 2017 года

«Дюнкерк» называли самым ожидаемым фильмом этого года. Правда, потом выяснилось, что ждать там было особо нечего. Это первая картина Кристофера Нолана, снятая на основе реальных событий, а не по оригинальному сценарию или комиксам. Для тех, кто не знал (а это важно), битва за Дюнкерк прошла в ходе Второй мировой войны между войсками союзников и Германии с 26 мая по 4 июня 1940 года во время Французской кампании вермахта.

Победа нацистов все ближе, поэтому лондонское командование приказывает переправить с материка на родину британский экспедиционный корпус, присланный для поддержки Франции. Оставшиеся в живых солдаты собираются на пляж в Дюнкерке, где их обстреливают и бомбят немецкие самолеты. Присланные для эвакуации большие корабли тоже оказываются отличными мишенями, и британцы решают вывозить солдат на маленьких гражданских судах, на которые немцам жалко тратить снаряды.

Кристофер Нолан смотрит на войну без кровопролитий, Черчилля, почти без немцев (если не считать истребители с анонимными пилотами) и других, казалось бы, обязательных элементов военной драмы. Враг в Дюнкерке опознается по стихии: бомбардировки приходят с толчками и контузией, налеты сопровождаются пронзительным шумом и дрожанием земли, прилив можно опознать по трупам, которые он выносит к берегу.

Нолан придумал «Дюнкерк» почти двадцать пять лет назад. Он собственноручно (без обычного соавтора — брата Джонатана) написал сценарий, но лишь сейчас, став одним из самых высокооплачиваемых режиссеров мира, получил возможность его поставить. Сюжет фильма «Дюнкерк» более или менее исчерпывается приведенным выше сухим описанием исторических событий. Да, здесь снялись звезды (Том Харди, Киллиан Мерфи и Кеннет Брана), но «Дюнкерк» это, пожалуй, самый авторский из больших фильмов Нолана. Актеры здесь далеко не главное.

Поклонники режиссера привыкли к тому, что он обычно предлагает зрителю так называемый умный фильм, копаться в подтекстах которого особенно любят киноманы. Здесь же мы имеем дело с абсолютно прозрачной идеей. «Дюнкерк» — кино про ужасы войны. 100 минут в настоящей мясорубке, где не надо думать о том, что этим хотел сказать режиссер. Вы будете мечтать, чтобы это поскорее закончилось.

«мама!» (США)

Режиссер: Даррен Аронофски

В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер

Премьера в России: 5 сентября 2017 года

«мама!» Даррена Аронофски — самый скандальный фильм Венецианского фестиваля этого года. Главные роли в этой черной комедии исполнили моя любимая Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем. Режиссер настаивает, что его картина называется «мама!» — именно со строчной буквы.

Аронофски не в первый раз эпатирует Венецию. Его «Фонтан» в 2006 году был освистан, но это не помешало получить картине номинацию на «Золотого льва». Спустя два года «Рестлер» забрал главную награду, а в 2010-м «Черный лебедь» открывал фестиваль, а потом получил «Оскар». Поэтому «мама!» изначально была самой ожидаемой лентой в конкурсной программе Венеции.

На показе случился конфуз — «маму!» освистали. Но были и те, кто аплодировал Аронофски стоя. Режиссер, который уже давно научился не реагировать на критику или хотя бы делать вид, объясняет это тем, что далеко не каждый может кататься на американских горках: «Ты должен быть готов к тому, что сейчас будет еще одна петля, а затем — еще, иначе не получишь удовольствия».

Главных героев фильма зовут Вероника и Альфред. Их играют как раз Лоуренс и Бардем. Вероника находится в положении, что и объясняет название картины. Вероника занимается домашним хозяйством, а ее муж, прославленный писатель, страдает от затянувшегося творческого застоя. Немного сбивчивая, снятая с руки операторская работа Мэттью Либатика создает тревожные ощущения еще до того, как нужно начинать беспокоиться.

Однажды уединение пары прерывается прибытием незнакомцев. Сначала появляется мужчина (Эд Харрис, которому блестяще удаются роли подонков) с болезненной бледностью и приступами кашля, как у туберкулезника. Затем — его жена (Мишель Пфайффер). Хрупкая, высокомерная, бесконечно курящая алкоголичка, которая сразу надменно относится к Веронике. И с этого момента все становится отвратительным.

Сценарий Аронофски написал за пять дней, при том что обычно на это у него уходит 5-10 лет. Первой его прочла подруга режиссера Дженнифер Лоуренс, пришла в восторг и сразу же согласилась сыграть совершенно непривычную для себя роль женщины не сильной и независимой, а совсем наоборот.

«Бегущий по лезвию 2049» (США, Великобритания, Венгрия, Канада)

Режиссер: Дени Вильнев

В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас

Премьера в России: 5 октября 2017 года

«Бегущий по лезвию 2049» — это документальный фильм о том, как старый Харрисон Форд доказывает, что Райан Гослинг репликант.

Фильм канадского постановщика Дени Вильнева не раздвигает границы жанра, как это в 1982 году сделала картина Ридли Скотта, но устраивает пугающее погружение в мир возможного будущего. Вильнев развивает футуристические идеи, заявленные в предыдущей ленте, и предлагает новые образы и подходы к уже известному материалу.

Стараясь сохранить характерный для Филипа Дика (автора книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») благородный нейтралитет в вопросе противостояния людей с репликантами, наделяя и тех, и других инфернальными чертами наряду с достоинствами, сценаристы сиквела не уберегли мотивацию персонажей от малоубедительности. Но этот досадный недостаток компенсируется фирменной для Вильнева атмосферой паранойи, усугубляемой перманентной сентиментальной драмой.

Сравнения с оригиналом напрашиваются, но и тут все зависит от эрогенных зон зрителя. Определяющий фактор, вероятно, — в каком возрасте вы смотрели фильм Ридли Скотта и привыкли ли понимать мир через его вселенную. Фанатов может как разозлить мегаломания Вильнева и Гослинг вместо Форда, так и обрадовать, что Вильнев снимает с оглядкой на оригинал, но все же самостоятельный фильм. Скептики решат, что один старый переоцененный фильм решили обновить до современного и тоже переоцененного фильма.

Другими словами, если вы не смотрели «Бегущий по лезвию», то смотреть его для восприятия условного сиквела вовсе необязательно и даже не желательно.

«Аритмия» (Россия)

Режиссер: Борис Хлебников

В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева

Премьера в России: 12 октября 2017 года

Возможно, тут должна была быть «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, но в связи с тем, что она была номинирована на «Золотой глобус» и вошла в шортлист «Оскара», вы про нее еще много раз услышите, а про «Аритмию» вряд ли вспомните. И совершенно напрасно. Она тоже могла бы сейчас претендовать на «Оскар», но российский оскаровский комитет отдал предпочтение Звягинцеву.

Мировая премьера «Аритмии» состоялась в конце июня в Карловых Варах, где Александру Яценко досталась награда за лучшую мужскую роль первого плана. В ограниченный прокат «Аритмия» вышла еще в сентябре. Это было сделано для того, чтобы картина смогла претендовать на выдвижение на «Оскар». По правилам Американской киноакадемии, попасть в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» могут фильмы, показанные в кинотеатрах до 1 октября.

«Аритмию» можно считать самым зрелым фильмом не только Бориса Хлебникова, но и всего российского кинематографа последних лет. Сценарий написан режиссером в соавторстве с Натальей Мещаниновой (ученицей мастерской Марины Разбежкиной). «Аритмия» — кино про взрослых людей. Главные герои — врач скорой помощи Олег (Александр Яценко) и его жена Катя (Ирина Горбачева), врач приемного отделения. Им по тридцать с небольшим, они живут в однокомнатной квартире на окраине российского провинциального города. Почти в самом начале фильма Катя говорит Олегу, что хочет развестись. Он, кажется, не верит ей, но переселяется на матрас на кухню.

«Аритмия» изначально задумывалась как романтическая комедия. Чуть позже эта задумка сильно изменилась. Как только стало ясно, что герои станут медиками, градус романтизма и комедийности понизился почти до нуля, а на первый план вышла социальная тема. Персонажи Яценко и Горбачевой воспринимаются обычными людьми, каких можно встретить в повседневной жизни, с массой хорошо знакомых каждому проблем, и вместе с тем — личностями, ищущими, проявляющими упорство, активно противодействующими неблагоприятным обстоятельствам.