[ ЗАЩИТА БИЗНЕСА ]
Инструкция по спасению
Ужесточение требований антитеррористического законодательства привело в 2017 году к массовым блокировкам банками работы компаний. Среди попавших в черные списки, подавляющее большинство компаний не имеют никакого отношения ни к террористам, ни к отмыванию преступных денег.
Если Вы еще не в курсе, что за СТОП-ЛИСТ и как легко туда попасть, в конце статьи будут ссылки на публикации для начинающих. А прямо сейчас мы рассмотрим, что делать, если ваша компания уже в стоп-листе (его еще называют Список 550-П).
1. Создайте рабочую группу из своих сотрудников
Зачем мы создаем эту группу?
- чтобы объяснить участникам общие цели, дать полную информацию и скоординировать действия в одном направлении.
Всем участникам рабочей группы придется изучить 115-ФЗ и подзаконные акты, чтобы они могли говорить с представителями банков на одном языке.
Если по поиску законодательной базы нужна помощь, то в следующий понедельник я дам структуру подзаконных актов по 115-ФЗ, а также ссылки на бесплатные источники, где можно с ними ознакомиться.
Теперь рекомендация для руководителя группы:
Успокойтесь! Гнев и обида не лучший помощник в сложной ситуации, они только мешают искать выход и мыслить трезво.
Да, в законодательстве по 115-ФЗ много пробелов, но законодатели над ними уже работают, и доказательство тому Методические рекомендации ЦБ 29-МР от 10.11.17 (ссылка на них будет в конце), благодаря которым наконец-то появилась более-менее понятная процедура выхода из черного списка, и мы сегодня ей воспользуемся.
Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении ранее направленных сведений, если выяснится, что основания, по которым было принято решение об отказе, не связаны с наличием риска отмывания денег и финансирования терроризма.
Например, клиент не представил документы по запросу банка, сведения были переданы в Росфинмониторинг, а потом клиент с опозданием представил документы и операция, в итоге, не была квалифицирована банком, как подозрительная. В этом случае банк направляет в Росфинмониторинг сообщение об удалении ранее направленных сведений.
Но сначала...
2. Найдите корневую проблему, из-за чего компания попала в стоп-лист и устраните ее.
Корневую проблему придется искать, скорее всего, вслепую, потому что банки не информируют компании о том, что сведения о них переданы в Росфинмониторинг.
Для справки, сведения передаются в Росфинмониторинг в случае 3-х видов отказов:
- отказ в открытии счета;
- отказ клиентом от предоставления документов;
- отказ банком в проведении операции.
Например, если компания подавала документы на открытие счета в несколько банков, и никто счет не открыл, то не имеет значения, был получен отказ или просто возвращены документы - КАЖДЫЙ БАНК УЖЕ НАПРАВИЛ СООБЩЕНИЕ В РОСФИНМОНИТОРИНГ.
Совместными усилиями группы составьте полный перечень возможных отказов от всех банков. Работать придется и с каждым банком, и с каждым отказом.
Однако, корневая проблема, это не число отказов, а их истинная причина: отсутствие по адресу регистрации, главбух и директор в одном лице, неустановленный бенефициарный владелец, низкая налоговая нагрузка и т.д.
Причин может быть очень много, изучите перечень в моих статьях "Игра на вылет по 115-ФЗ" или "16 правил выживания" (все ссылки будут в конце).
Найдите и устраните их.
Как только проблемы устранены - пришло время писать.
3. Напишите письма во все банки, которые могли направить сообщения об отказе в Росфинмониторинг
Примерно так: "Просим рассмотреть новые обстоятельства и пересмотреть свое решение относительно компании и направить сообщение об удалении сведений в Росфинмониторинг..." а дальше подробно описывайте ситуацию, что вы предприняли и на чем основана ваша просьба в соответствии с законодательством и арбитражной практикой.
На что можно сослаться в законодательстве
Если банк отказал в открытии счета:
Отказ в открытии счета банком неправомерен, если банк отказал только на основании того, что компания уже находится в списке 550-П, при отсутствии других факторов риска: Письмо ЦБ ИН-014-12/29 от 15.06.17. В письме сказано, что ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТКАЗАХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА!
Если компания сама несвоевременно представила документы:
Этот пример описан в Методических рекомендациях ЦБ 29-МР от 10.11.17, пункт 5. Как только компания представила документы, подается сообщение об удалении записи из списка Росфинмониторинга.
Если банк отказал в обслуживании и не возвращает деньги:
Если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. В случае отсутствия другого работающего счета, можно направить в банк распоряжение о перечислении денег на счет третьего лица. "Банк вправе перечислить остаток с закрываемого счета клиента на указанный клиентом счет третьего лица". Об этом банки информировал ЦБ в своем письме «Обобщение практики применения 115-ФЗ» №12-1-11/1229 от 31.05.16, пункт 6.
Неправомерно удержанная "прощальная" комиссия:
Комиссия нарушает положения статей 331 и 450 Гражданского Кодекса. Определение Верховного суда РФ от 12.05.2015 №305-ЭС15-680)
В среду дам еще больше положительной арбитражной практики.
А еще, приложите к письму в банк рекомендательные письма ваших партнеров.
Держите на контроле направленные письма, узнайте номера входящих и сроки ответов.
Если Вы видите, что ситуация не развивается и не меняется, жалуемся дальше...
4. Жалуйтесь в ЦБ
Жалуясь в ЦБ, Вы играете не против банка, а на его стороне, потому что совершая все блокировки, банк как раз и боится попасть под санкции ЦБ. Положительное решение от ЦБ по вашей жалобе будет воспринято банком, как руководство к действию по этой и другим аналогичным ситуациям.
Жаловаться в ЦБ можно письменно по адресу: 107016, Москва, улица Неглинная, дом 12, Банк России или через интернет-приемную (ссылка в конце статьи).
5. Дополнительно можно обратиться и в другие организации, которые предлагают помощь.
Например, московские компании могут обратиться в Штаб по защите бизнеса, который создан постановлением правительства Москвы (ссылка в конце статьи). По информации от работников штаба, обращения по 115-ФЗ поступают довольно часто. Если законные права предпринимателей нарушены, штаб берет на себя взаимодействие с банками и другими органами и представляет интересы компании. Штаб уже наладил взаимодействие с некоторым количеством банков, благодаря чему проблема может быть решена очень оперативно. Это бесплатно.
И еще одна идея, обратиться в компании, которые обещают за вознаграждение помочь с этим вопросом, возможно, они уже придумали что-то новенькое.
Вот, например, идея в ситуации, когда банк заморозил деньги на счете и не отдает :) Предложили использовать налоговую инспекцию в качестве подставного лица:
А параллельно всему, сразу готовьтесь подавать иск в суд
и, в итоге, если изменений не происходит, подайте...
6. Подавайте иск в суд
В среду дам много примеров положительной арбитражной практики по 115-ФЗ.
С Вами была Елена Позднякова, подписывайтесь на канал и до встречи завтра!
А вот обещанные ссылки. Статьи: игра на вылет по 115-ФЗ, 16 правил выживания, 3 самых глупых способа, как попасть в стоп-лист. Методические рекомендации: Методические рекомендации ЦБ 29-МР от 10.11.17 . Электронные обращения: в штаб по защите бизнеса Москвы, в Банк России.