Найти тему

Что делать, если ваша компания несправедливо попала в СТОП-ЛИСТ по 115-ФЗ?

Оглавление

[ ЗАЩИТА БИЗНЕСА ]

Инструкция по спасению

Ужесточение требований антитеррористического законодательства привело в 2017 году к массовым блокировкам банками работы компаний. Среди попавших в черные списки, подавляющее большинство компаний не имеют никакого отношения ни к террористам, ни к отмыванию преступных денег.

Если Вы еще не в курсе, что за СТОП-ЛИСТ и как легко туда попасть, в конце статьи будут ссылки на публикации для начинающих. А прямо сейчас мы рассмотрим, что делать, если ваша компания уже в стоп-листе (его еще называют Список 550-П).

1. Создайте рабочую группу из своих сотрудников

Включите всех, кто участвует во взаимодействии с банками: руководитель, юрист, главный бухгалтер и т.д.
Включите всех, кто участвует во взаимодействии с банками: руководитель, юрист, главный бухгалтер и т.д.

Зачем мы создаем эту группу?

  • чтобы объяснить участникам общие цели, дать полную информацию и скоординировать действия в одном направлении.

Всем участникам рабочей группы придется изучить 115-ФЗ и подзаконные акты, чтобы они могли говорить с представителями банков на одном языке.

Если по поиску законодательной базы нужна помощь, то в следующий понедельник я дам структуру подзаконных актов по 115-ФЗ, а также ссылки на бесплатные источники, где можно с ними ознакомиться.

Теперь рекомендация для руководителя группы:

Успокойтесь! Гнев и обида не лучший помощник в сложной ситуации, они только мешают искать выход и мыслить трезво.

Да, в законодательстве по 115-ФЗ много пробелов, но законодатели над ними уже работают, и доказательство тому Методические рекомендации ЦБ 29-МР от 10.11.17 (ссылка на них будет в конце), благодаря которым наконец-то появилась более-менее понятная процедура выхода из черного списка, и мы сегодня ей воспользуемся.

Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении ранее направленных сведений, если выяснится, что основания, по которым было принято решение об отказе, не связаны с наличием риска отмывания денег и финансирования терроризма.

Например, клиент не представил документы по запросу банка, сведения были переданы в Росфинмониторинг, а потом клиент с опозданием представил документы и операция, в итоге, не была квалифицирована банком, как подозрительная. В этом случае банк направляет в Росфинмониторинг сообщение об удалении ранее направленных сведений.

Но сначала...

2. Найдите корневую проблему, из-за чего компания попала в стоп-лист и устраните ее.

Примите во внимание все детали, даже те, которые сразу не лежат на поверхности, как и число щупальцев у этого спрута
Примите во внимание все детали, даже те, которые сразу не лежат на поверхности, как и число щупальцев у этого спрута

Корневую проблему придется искать, скорее всего, вслепую, потому что банки не информируют компании о том, что сведения о них переданы в Росфинмониторинг.

Для справки, сведения передаются в Росфинмониторинг в случае 3-х видов отказов:

  • отказ в открытии счета;
  • отказ клиентом от предоставления документов;
  • отказ банком в проведении операции.

Например, если компания подавала документы на открытие счета в несколько банков, и никто счет не открыл, то не имеет значения, был получен отказ или просто возвращены документы - КАЖДЫЙ БАНК УЖЕ НАПРАВИЛ СООБЩЕНИЕ В РОСФИНМОНИТОРИНГ.

Совместными усилиями группы составьте полный перечень возможных отказов от всех банков. Работать придется и с каждым банком, и с каждым отказом.

Однако, корневая проблема, это не число отказов, а их истинная причина: отсутствие по адресу регистрации, главбух и директор в одном лице, неустановленный бенефициарный владелец, низкая налоговая нагрузка и т.д.

Причин может быть очень много, изучите перечень в моих статьях "Игра на вылет по 115-ФЗ" или "16 правил выживания" (все ссылки будут в конце).

Найдите и устраните их.

Как только проблемы устранены - пришло время писать.

3. Напишите письма во все банки, которые могли направить сообщения об отказе в Росфинмониторинг

Примерно так: "Просим рассмотреть новые обстоятельства и пересмотреть свое решение относительно компании и направить сообщение об удалении сведений в Росфинмониторинг..." а дальше подробно описывайте ситуацию, что вы предприняли и на чем основана ваша просьба в соответствии с законодательством и арбитражной практикой.

На что можно сослаться в законодательстве

Если банк отказал в открытии счета:

Отказ в открытии счета банком неправомерен, если банк отказал только на основании того, что компания уже находится в списке 550-П, при отсутствии других факторов риска: Письмо ЦБ ИН-014-12/29 от 15.06.17. В письме сказано, что ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТКАЗАХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА!

Если компания сама несвоевременно представила документы:

Этот пример описан в Методических рекомендациях ЦБ 29-МР от 10.11.17, пункт 5. Как только компания представила документы, подается сообщение об удалении записи из списка Росфинмониторинга.

Если банк отказал в обслуживании и не возвращает деньги:

Если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. В случае отсутствия другого работающего счета, можно направить в банк распоряжение о перечислении денег на счет третьего лица. "Банк вправе перечислить остаток с закрываемого счета клиента на указанный клиентом счет третьего лица". Об этом банки информировал ЦБ в своем письме «Обобщение практики применения 115-ФЗ» №12-1-11/1229 от 31.05.16, пункт 6.

Неправомерно удержанная "прощальная" комиссия:

Комиссия нарушает положения статей 331 и 450 Гражданского Кодекса. Определение Верховного суда РФ от 12.05.2015 №305-ЭС15-680)

В среду дам еще больше положительной арбитражной практики.

А еще, приложите к письму в банк рекомендательные письма ваших партнеров.

Держите на контроле направленные письма, узнайте номера входящих и сроки ответов.

Если Вы видите, что ситуация не развивается и не меняется, жалуемся дальше...

4. Жалуйтесь в ЦБ

Жалуясь в ЦБ, Вы играете не против банка, а на его стороне, потому что совершая все блокировки, банк как раз и боится попасть под санкции ЦБ. Положительное решение от ЦБ по вашей жалобе будет воспринято банком, как руководство к действию по этой и другим аналогичным ситуациям.

Жаловаться в ЦБ можно письменно по адресу: 107016, Москва, улица Неглинная, дом 12, Банк России или через интернет-приемную (ссылка в конце статьи).

5. Дополнительно можно обратиться и в другие организации, которые предлагают помощь.

Например, московские компании могут обратиться в Штаб по защите бизнеса, который создан постановлением правительства Москвы (ссылка в конце статьи). По информации от работников штаба, обращения по 115-ФЗ поступают довольно часто. Если законные права предпринимателей нарушены, штаб берет на себя взаимодействие с банками и другими органами и представляет интересы компании. Штаб уже наладил взаимодействие с некоторым количеством банков, благодаря чему проблема может быть решена очень оперативно. Это бесплатно.

И еще одна идея, обратиться в компании, которые обещают за вознаграждение помочь с этим вопросом, возможно, они уже придумали что-то новенькое.

Вот, например, идея в ситуации, когда банк заморозил деньги на счете и не отдает :) Предложили использовать налоговую инспекцию в качестве подставного лица:

К подобным идеям стоит относиться с большой осторожностью, но рассмотреть все варианты лишним не будет
К подобным идеям стоит относиться с большой осторожностью, но рассмотреть все варианты лишним не будет

А параллельно всему, сразу готовьтесь подавать иск в суд

и, в итоге, если изменений не происходит, подайте...

6. Подавайте иск в суд

В среду дам много примеров положительной арбитражной практики по 115-ФЗ.

С Вами была Елена Позднякова, подписывайтесь на канал и до встречи завтра!

А вот обещанные ссылки. Статьи: игра на вылет по 115-ФЗ, 16 правил выживания, 3 самых глупых способа, как попасть в стоп-лист. Методические рекомендации: Методические рекомендации ЦБ 29-МР от 10.11.17 . Электронные обращения: в штаб по защите бизнеса Москвы, в Банк России.