Найти тему
Фантастика

О призраках и призрачном

Оглавление

«История с кладбищем» Нил Гейман

Конечно первым делом я вспомнил эту книгу. На моей памяти это единственная вещь, где призраки (и другая нечисть) занимаются воспитанием главного героя. Гейман, когда писал «Историю», вдохновлялся «Маугли» и у него получилось создать роман, который хоть и проводит очевидные параллели, но вторичным при этом не выглядит. Удивительным образом «История с кладбищем» несмотря на жутковатую и, прошу прощения за плохую шутку, кладбищенскую тематику, получилась добродушной и уютной. Книгу вполне можно читать детям. Как и в Маугли главным злом здесь оказывается не сверхъестественное, а сами люди, в душе которых больше тьмы, чем в старом вампире.

Одна из центральных сцен «Истории» - Данс-макабр, где призраки города выходят на площадь, чтобы устроить карнавал вместе с живыми. Именно после этого с главным героем произошло то же, что случилось с Маугли – он понял, что он человек.

Цитата:

«Никт никогда не видел живых лошадей, только в книжках с картинками, но белый конь, который приближался к ним, цокая копытами, совсем не походил на то, какими он их себе представлял. Этот оказался гораздо крупнее, и морда у него была вытянутая и серьезная. На коне без седла восседала всадница в длинном сером платье, мерцавшем под декабрьской луной, как покрытая росой паутина.

Всадница остановила коня посреди площади и легко соскользнула на землю. Какое-то время она молча стояла и смотрела на собравшихся. А потом присела в реверансе.

Все как один поклонились или сделали ответный реверанс, и танец начался снова.

— Госпожа, что всех добрей, возглавляет макабрей, — пропела Лиза Хемпсток и закружилась в танце, уходя все дальше от Никта. Они прыгали в такт музыке, кружились и выбрасывали ноги в стороны. Всадница кружилась и плясала вместе со всеми. Даже белый конь мотал головой и переступал с ноги на ногу.

Музыка ускорилась, и танцоры тоже. Никт с трудом переводил дух, но не хотел, чтобы кончался танец: макабрей, танец живых с мертвыми, танец со Смертью. Никт улыбался, и улыбались все вокруг.

Иногда, кружась по саду, он замечал среди танцующих даму в сером платье.»

Сериал «Феликс Кастор» Майк Кэри

-2

На русский переведено две книги (каждую можно читать самостоятельно), всего их пять.

Создатель комикса «Люцифер» по определению хорош в жанре городского фэнтези и Феликс Кастор тому доказательство. В моем личном рейтинге он где-то на одном уровне с Гарри Дрезденом, Батчера.

Серия рассказывает об альтернативной Британии, где однажды прохудилась прослойка между нашим миром и миром потустороннего. Главный герой – Феликс Кастор – маг-экзорцист и духовидец. Его работа разбираться со злыми призраками и демонами (с последними он старается не связываться, но куда же денешься). Без сравнений с Дрезденом не обойтись, как с каждым современным романом в жанре городского фэнтези. Феликс слабей Гарри, ему больше приходится полагаться на собственную смекалку и предварительную подготовку, чем на грубую силу. Это не значит, что он умней Дрездена, зато означает, что ему гораздо сложней приходится.

В общем, вся первая (и отчасти последующие) книга построена на отношениях главного героя и мира, в котором он живет, с мертвыми. Например, в первой книге мимоходом упоминается о закавыке с наследованием. Как закон о наследование будет работать, если предки вернулись с того света? А что с уголовными делами?

Цитата:

«Пожалуй, можно сказать, что призраки были со мной всегда. Ребенком я видел их в любом более или менее тихом месте или при неярком освещении. Например, старика: он стоял посреди улицы и смотрел в никуда, а молодые мамочки катили — сквозь него коляски. Или девчушку, которая у всех на глазах легкомысленно кружила над качелями детской площадки, а кататься, так и не села. Однако для людей вроде меня никаких дополнительных проблем не возникает: чаще всего призраки держатся особняком, кормить или убирать за ними не требуется. В девяноста девяти случаях из ста мертвецы беспокойства не причиняют. Я научился никому о них не рассказывать и не смотреть в упор, если они привязываются ко мне и заводят разговор. Вот когда они заговаривают, действительно плохо.

Но на пороге нового тысячелетия что-то случилось: будто некий космический эквивалент безбашенного вандала взял и из чистого любопытства разворошил все кладбища мира.

В результате мертвецы полезли из могил словно муравьи. И, увы, не только мертвецы.»

Агентство «Локвуд и Компания» Джонатан Страуд 

-3

 Я больше люблю трилогию Бартемиуса. Хотя обе серии направлены на подростков, она ощущается взрослей и персонажи в ней интересней. Но это в сравнении. «Локвуд» совсем неплох и легко читается. Он представляет собой смесь приключений, детектива и готических историй. Мир в серии похож на мир Феликса Кастора (и действие, кстати, здесь тоже происходит в Лондоне), с той разницей, что возникшую призрачную угрозу приходится устранять подросткам. Вещь довольно динамичная и не лишенная суховатого юмора, присущего Страуду. Опять же, интересно читать, как общество справляется с неожиданными трудностями и как меняются моральные ориентиры.

Цитата:

«В последующие годы стало известно о многих других появлениях призраков, вначале в Лондоне и на юге страны, а затем эта эпидемия начала медленно распространяться на север. Англию охватила паника. Начались бессмысленные восстания и демонстрации, церкви и мечети ломились от желающих спасти свою душу. Вскоре Фиттис и Ротвелл основали свои агентства по борьбе с призраками, а следом за ними, как грибы после дождя, стали появляться и другие, менее крупные. Наконец раскочегарилось и правительство – был введен комендантский час и налажено производство призрак-ламп для крупных городов.

Разумеется, все эти действия не могли решить Проблему. Постепенно страна привыкала жить в новых условиях. Взрослые горожане повесили головы и затаились. Они обили свои дома железом, надеясь, что это спасет их от Гостей, а всю борьбу с призраками переложили на плечи агентств. Агентства, в свою очередь, бросились на поиски лучших оперативников.

А поскольку сверхъестественные способности в подавляющем большинстве случаев сильнее всего проявляются в совсем юном возрасте, целое поколение детей, таких как я, оказались брошенными на передовую линию борьбы с Гостями.»

«Повелевающая» Келли Армстронг

-4

Привожу только потому что, по неясным мне причинам, серия популярна за рубежом. Я дочитал только первую книгу и продолжение читать не буду. Главная героиня – Хло – некромант. В фэнтезийном мире это открыло бы ей путь к волнующей, пусть и печально заканчивающейся карьере, в нашей скучной реальности девушку закрыли в приюте для подростков со странными проблемами. Приют, как можно догадаться, не совсем то, чем кажется на первый взгляд. Хло подружилась с несколькими другими «странными» подростками и вместе они сражаются с загадашной ужастью. Призраки здесь играют определяющую роль в формировании героини. Да и профессия очень тесно связана.

Подростковая книга а-ля Люди Икс с первыми любвями и прочими заморочками. Но написано, в общем, неплохо и попробовать, если вам нравятся подобные вещи, стоит.

Цитата:

«— Ты же видишь призраков? Мертвец разговаривал с тобой, преследовал тебя и просил помочь ему?

— Откуда ты… — Я остановилась. Сердце бешено колотилось, а дышать стало тяжело. Я же только что убедила доктора Джил, что полностью приняла свой диагноз. И как бы мне ни хотелось поверить Симону, я просто не решалась на это.

— Откуда я знаю? Да призраки всегда так поступают с некромантами. Ты — единственная, кто может его услышать, а им всегда есть что сказать. Именно поэтому они и болтаются здесь — в лимбо, или как там это называется. — Симон пожал плечами и снова бросил мяч. — Я вообще-то не очень разбираюсь в подробностях. Никогда раньше не встречал некроманта. Знаю только то, что мне рассказывали.

Я вдохнула и выдохнула, прежде чем сказать как можно небрежнее:

— Ну что ж, логично. Наверное, именно так призраки ведут себя с людьми, которые считают, что могут разговаривать с мертвыми. Медиумы, спиритуалисты, как угодно.

Симон покачал головой.

— Нет, медиумы и спиритуалисты — это люди, которые думают, что могут общаться с мертвыми. А некроманты не думают, они могут. Это переходит по наследству. — Он улыбнулся. — Как светлые волосы. Ты можешь закрасить их красным, но под краской-то они все равно остаются светлыми. Ты можешь пытаться игнорировать призраков, но они все равно будут тебе являться. Они знают, что ты их видишь.»

«Зимние призраки» Дэн Симмонс

-5

Ну, раз уж я так часто упоминаю на канале это имя, было бы странно пройти мимо его книги. Сразу скажу – с моей точки зрения, далеко не лучшая его вещь, такое впечатление, что Симмонс сильно увлекался Стивеном Кингом, когда ее писал. Это последняя часть серии «Ночь», но ее можно читать отдельно от остальных книг. Здесь появляются повзрослевшие герои первой части (один из них в виде призрака – и нет, это не спойлер), чтобы разобраться со своим темным, травматическим прошлым. Книга ближе к боллитре, чем к фантастике, со всеми вытекающими последствиями. Много психологизма, описаний, потока сознания и т.д., и т.п. Написано, как свойственно Симмонсу, очень хорошо, но, для тех, кто ищет в фантастике средство эскапизма, будет скучно. Впрочем, ради концовки можно потерпеть.

Если не читали книг Симмонса – ни в коем случае не начинайте с этой. Пожалуй, самое слабое, что он написал.

Цитата:

«Через сорок один год после моей смерти мой друг Дейл приехал на ферму, где я погиб.

Зима в тот год была очень суровой.

Я знаю, что вы подумали. Есть один старый журналистский анекдот о том, как Уильям Рэндольф Херст отправил молодого репортера в Джонстаун, где произошло наводнение, с тем чтобы тот написал репортаж для газеты. Не имевшему большого опыта парню предоставлялся отличный шанс. И на следующий день новичок прислал в редакцию Херста сообщение, начинавшееся так: «Бог восседал на одиноком холме над Джонстауном, скорбно взирая на разрушительное буйство природы».

Ветераны от журналистики уверяют, будто Херст, не колеблясь и десяти секунд, телеграфировал ответ:

«Забудь о наводнении. Бери интервью у Бога».

Я сказал, что умер сорок один год назад, и ваша первая реакция, скорее всего, была примерно следующей: «Забудь о Дейле. Кому он нужен? Расскажи нам, каково быть покойником и что представляет собой жизнь после смерти. Что значит быть призраком? Бог действительно существует?»

Сам я, по крайней мере, спросил бы именно об этом. К сожалению, я не призрак. И ничего не знаю о жизни после смерти. Я никогда не верил в привидения, в существование рая на небесах и Бога, в то, что душа в отличие от тела бессмертна и что возможны воскресение и реинкарнация. Не верю во все это и теперь. Себя в нынешнем состоянии я бы назвал извращением памяти. Дейл обладает невероятно сильным ощущением меня, но из-за испытанного потрясения настолько оторванным от остального сознания, что я словно бы существую как нечто большее, чем воспоминание, но меньшее, чем жизнь, – буквально некая черная дыра в монолите памяти, образовавшаяся под сокрушительной тяжестью горя.

Знаю, это не объяснение, но иного у меня нет. Понимаю только, что существую и что некое «оживление» – вот, кажется, самое подходящее слово – произошло, когда Дейл решил вернуться и провести зиму на ферме, где я когда-то жил и где меня убили.

Конечно же, я не помню, как умер, и знаю об этом событии не больше, чем Дейл. Очевидно, смерть человека, как и его рождение, событие столь важное, что память его не вмещает.»

«Каллиопа, дерево, Кориск» Роман Шмараков

-6

Единственный русский писатель, к тому же, если честно, в этой подборке совершенно лишний. Призраки в книге есть, но особой роли они здесь не играют и вводятся исключительно для развлечения автора и, хочется надеяться, читателя. «Каллиопа» - эпистолярный роман, где главный герой отправляет другу письма, в которых рассказывает о житье в одном старом доме. Написана книга замечательным, очень сложным и намерено витиеватым слогом, который многим не понравится. Автор брызжет своими познаниями, рассказывает исторические байки, добавляет малоизвестные детали, вообще стремится сделать викторианский роман с юмором. И на русском языке.

Если вам любопытны такие эксперименты, то стоит попытаться прочитать «Каллиопу». Книга, несмотря на все свои сложности и заморочки, сугубо развлекательная и никаких, свойственных викторианским романам, поучительных намерений в себе не несет.

Цитата:

«На лестничной клетке мы увидели призрак барона. Он стоял недвижно лицом к стене. Две-три разрозненные вилки, как карась в крапиве, сонно шевелились у него под ногами. Сквозь барона было видно небольшое тондо, на котором изображалась сельская сцена между пастушкой и увивающейся вокруг нее пчелой, расцвеченная теми розово-перламутровыми и лазурными тонами во вкусе Буше, которые, по-видимому, призваны возбуждать сладостные ощущения, однако вследствие чрезмерной определенности в самих себе обладают жесткостью почти геральдической. Понужденный смертью к безусловной откровенности — поскольку телесный покров, служивший умолчаниям, уже не скрывал никаких движений души, навсегда лишив ее способа удовлетворять требованиям благопристойности, — барон давал видевшим его редкую возможность созерцать вещи сквозь чужие помыслы столь же ясно, как сквозь свои собственные; его скупо клубящаяся туманность, в недрах которой проходило концентрическое волнение, как в бочке с дождевой водой, если шлепнуть ей в бок ладонью, нарушала пропорции предметов, осененных ее приближением, и из-за этого история пастушки и пчелы казалась более драматической, чем ее задумал художник. Пчела, вьющаяся вдоль рамы, оптическим искажением была увеличена втрое и замыкала картину слева; пастушка с епископским посохом, повязанным кар минной тесьмой, равномерно уменьшилась, и теперь деловитое равнодушие одной из них и жеманный испуг другой казались не законченным содержанием картины, но лишь ее прологом, за которым следует похищение, вознесение в сияющие небеса, звон перегруженных крыльев, осиротевшее стадо внизу и бесконечное, как летний полдень, заточение в восковом карцере на правах почетной гостьи пчелиного царя. Тот, кто видел это, впоследствии, наблюдая пчел или пастушек, неизменно будет вспоминать о привидениях, в несообразности этого воспоминания черпая удовольствие, которого он не сможет удовлетворительно объяснить.»

Мой канал телеграм