Помните с чего начинался рабочий день в фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман"?
Правильно, с утреннего женского ритуала "нарисуй лицо".
Давайте запустим машину времени и посмотрим, чем же красились женщины в СССР.
Тональный крем
Тональный крем "Балет" был только одного цвета и создавал на лице эффект маски, поэтому каждый день им не пользовались. Был еще один вид крема в трех оттенках с чудным названием "Жэмэ".
Крем "Балет" есть и сейчас. Только назвается он "Балет 2000" и напоминает нам о том, что новое - это хорошо забытое старое.
Пудра
Выбор их был велик. Но! Только рассыпчатая. И была большая напряженка с пуховками. Их продавали отдельно и в очень ограниченных количествах. Считалось, что они не гигиеничны, и женщинам рекомендовали пудриться с помощью ватного тампона.
По составу пудры особо не отличались. Большинство из них содержали тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину.
Пудры можно разделить на насколько групп:
•высшее качество – «Балет», «Бархатистая», «Восток»;
•группа А (хорошее качество) – «Сказка», «Эллада», «Красная Москва», «Кремль»;
•группа Б (среднее качество) – «Шипр», «Камелия», «Маска»;
•группа В («масс-маркет») – «Фиалка», «Сирень», «Кармен».
Кроме того, выпускалась пудра «Ленинградская» для жирной и нормальной кожи. Она продавалась в нескольких оттенках – белый, желтый (рашель), телесный, розовый и персиковый. Больше всего ценилась пудра с рисовой мукой, она хорошо матировала кожу. Однако в массовой продаже поступали товары, похожие по текстуре на толченый мел. Они ничего особо не маскировали.
Тени
Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы теней «Елена» - два оттенка в прямоугольной коробочке. Также были трехцветные тени в футляре в форме рыбки. Встречались и большие палетки. Все тени были перламутровыми и яркими – фиолетовыми, изумрудными, голубыми, бирюзовыми, розовыми. Чуть позже стали появляться варианты с бежевыми, серыми и коричневыми оттенками.
При определенных усилиях можно было приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде цветка с надписью «Тень для век» или в наборе с сухой тушью. Выпускались и палетки из трех оттенков. Палитра была такой же яркой, что и у отечественных теней, но держались они лучше.
Тушь
«Тушь для бровей и ресниц Ленинград» от "Невской косметики" за 40 коп. Выглядела она как твердый брусок угольно-черного цвета в коробочке из картона и пластмассы. Состав: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа и отдушка.
В комплекте шла щеточка из жесткого пластика с несколькими рядами щетинок, забивавшимися после первого применения. Многие заменяли ее зубными щетками.
Перед применением тушь нужно было слегка смочить водой. Но не будешь же каждый раз бегать от зеркала к воде, поэтому прекрасные дамы плевали на брусочек, чтобы ею можно было пользоваться. И в народе она называлась тушь-плевашка. Она была, мягко говоря, капризная. В непогоду женщина рисковала превратиться в панду. Поэтому частенько красились уже на работе.
Но даже с такой тушью красавицы ухитрялись создать эффект нарощенных ресниц. А секрет был такой: нанести один слой туши, пока он не высох, слегка припорошить ресницы пудрой или мукой, дать просохнуть, и прокрасить на второй раз. А потом аккуратно разделить иголочкой. Процесс был долгим и требовал хорошо поставленной руки.
Была и другая тушь – Louis Philippe. О которой до сих пор женщины вспоминают с восторгом. Да-да, это тот заветный сине-голубой тюбик, который стоил 7 р. Невероятные по тем временам деньги для косметики. Но зато она не осыпалась, имела удобную кисточку и делала ресницы более пышными и длинными за счет ворсинок в составе.
Карандаши для глаз
В 60-х годах в моду вошли и стрелки. Модницы умудрялись рисовать их обычными художественными карандашами или тушью при помощи тонкой кисти или заточеной спички. Хотя в продаже были специальные карандаши «Косметика», но стоили они дорого (около 1 руб.), и купить их было крайне сложно.
Румяна
Румяна в СССР были насыщенных цветов – сливовый, розовый, красный. Часто женщины красили ими губы, или наоборот – растушевывали помаду на щеках. Получался частично монохромный макияж. А еще вместо румян использовали розовые тени.
Писком моды были румяна Este Lauder. Их можно было купить в фирменном магазине, куда попадали только по приглашениям, или у фарцовщиков за бешеные деньги. Самое интересное, что доступен был только розовый оттенок, который подходил далеко не всем, но это никого не останавливало.
Помада
Помада в СССР стоила недешево - около 5 р. отечественная, а импортная в несколько раз дороже. Поэтому женщины расходовали ее очень экономно. Когда тюбик подходил к концу, выковыривали спичкой. А особо изобретательные вытаскивали внутреннюю тубу, доставали оттуда остатки помады (часто использовали остатки нескольких тюбиков разных оттенков), переплавляли на водяной бане и сливали в небольшую баночку. Получалась новое средство для губ.
Еще, чтобы получить интересный оттенок, женщины красили губы карандашами нужного тона, а сверху покрывали гигиенической помадой.
Ногтевой дизайн
Лаки для ногтей в СССР начала производить еще в 30-е годы фабрика «Северное сияние».
Позже появились товары Московской фабрики гримировальных товаров.
У лаков было несколько недостатков: наносились с большим трудом, были очень нестойкими и портили ногти. И по цветовой гамме были очень ограничены. Стоили они 40-44 коп. Хороший маникюр с красивым и стойким лаком можно было сделать в парикмахерской у маникюрши. Там были лаки всяких цветов и хорошего качества.
Несмотря на дефицит и ограниченный ассортимент выпускаемой в СССР косметики, женщины всегда были неотразимы.