От почтовых голубей до комиксов
Если вы читаете эти строки, то сделайте мне одолжение. Возьмите ваш телефон и откройте галерею снимков.
Проскрольте изображения, на которых присутствуете вы, ваши тупые друзья и ваша безумная семейка. Выберите любой снимок (серьезно, это может быть любой снимок) и увеличьте его на весь экран.
Вы всё еще со мной? Хорошо.
Теперь скажите мне, знаете ли вы ещё какое-нибудь устройство (помимо компьютера) способное среди тысячи крохотных снимков увеличить одно до такого размера, что его можно было разобрать?
Ответ на этот вопрос вы быстрее найдёте в библиотеке, чем в вашем кармане.
Имя ему — микрофиша. Это пластмассовая фотоплёнка, которая используется для хранения документальной информации. И у неё богатая история, которая начинается с парня по имени Джон Бенджамин Дэнсер.
В 1839 году Дэнсер, чей отец владел фирмой по производству оптической продукции, взял за основу наработки своего отца и, соединив их с новой тогда технологией создания фотографии — даггеротипией, начал экспериментировать.
Не переставая проводить свои опыты, он выяснил, как сжать снимки крупных объектов в пропорции 160 к 1, таким образом, создав первый образец микрофильма.
(Внесём ясность: микрофильм обычно хранится на рулонной фотоплёнке, какую вы, например, используете на 35-мм камере, а микрофиша — на фотоплёнке, которая имеет плоскую форму).
Дэнсеру также удалось разработать ранний образец микрофотографии, позволяющий увеличить изображение чего-то крохотного. Таким образом, он создал пятнадцатисантиметровый даггеротип с блохой.
Пока Дэнсер был занят своими экспериментами и работал над фундаментальными основами самого процесса, Рене Дагрон в 1859 году запатентовал похожую технологию. Помимо этого, француз внес существенные улучшения и стандартизировал саму методику получения снимков.
Но, как и в случае с графеном в наше время, для этой технологии требовалось найти сферу применения.
Разразившаяся в то время Франко-прусская война и стала ответом на вопрос, где задействовать микрофиши. Париж остро нуждался в эффективных способах передачи информации при ведении боевых действий. Электросвязь тогда только начинала развиваться, поэтому широкую практику получило использование почтовых голубей. Их выпускали за пределы города с монгольфьеров (разновидность аэростата с оболочкой, наполненной горячим воздухом — ред.) в надежде, что они вернутся обратно.
Однако объем передаваемой информации ограничивался размером листка, который способен был перенести почтовый голубь. Тогда-то Дагрон и предложил Генеральному Почтмейстеру Франции Жермену Рампону-Лешину свою технологию.
Дагрон собирался создать крохотные микрофотографии документов, которые помещались в узкие трубки, прикреплённые к крыльям почтового голубя. Изображение можно было увеличить с помощью волшебного фонаря (ранней разновидности проектора). Таким образом, был найден способ передачи важной информации в достаточном объёме в зону боевых действий и обратно.
Идея чуть не потерпела фиаско. На вылете из Парижа на Дагрона напали прусские войска. Его воздушный шар был обстрелян, а вся команда чуть не угодила в плен, растеряв в суматохе оборудование. В конце концов, им удалось добраться до Тура, где химик Шарли Барсвиль ранее уже предпринимал попытки отправить микрофотографии с помощью почтовых голубей. Там Дагрону удалось, используя наработки Барсвиля, создать крошечные принты, которые были настолько малы (11 х 6 мм), что один почтовый голубь мог унести на себе до 20 образцов.
Усовершенствованная технология была успешна. Благодаря ей более 150 000 крохотных образцов микрофильмов были доставлены в Париж. Однако в скором времени пруссы разгадали технологию, и бросились искать способы по устранению голубей.
В 1870-м году The Times пишет о следующих методах пруссов:
Сообщается, что передача информации с помощью голубей теряет актуальность. Птиц используют чаще всего для личных переписок, использование же их в сообщениях о военных операциях или в политических целях категорически запрещено. Так как пруссы, как говорят, с присущей им дьявольской хитростью и изобретательностью выпускают ястребов и соколов близ Парижа, чтобы те перехватывали посланников, несущих под своими крыльями исцеление для обеспокоенных душ.
Проще говоря, у почтовых голубей была нелёгкая работёнка.
И только спустя более 30 лет технология микрофиша получила вторую жизнь. В 1906 году пара бельгийских учёных предложили использовать микрофильмы для экономии пространства в библиотеках.
Ими были один из основателей информатики — Поль Отле и его коллега Роберт Голдшмит, которые в 1913 году продемонстрировали свою работу «О новой форме книги: Книга микрофотографическая» на встрече Американского института библиотек, поместив её на микрофотографический носитель. Однако их презентация не увенчалась успехом.
Но к 30-м годам XX столетия The New York Times и библиотека Гарвардского университета начали использовать микрофиши для создания архивов старых газет. Очень быстро технология получило широкое распространение во многих библиотеках.
В наши дни по части хранения информация интернет перетянул одеяло на себя, но и для микрофиши тоже осталась работёнка. Одна из них связана с классическими старыми комиксами, и вот почему:
Низкое качество материалов. Как вы наверняка знаете, раньше при производстве комиксов использовали бумагу и чернила не самого лучшего качества, и как результат, с возрастом они выглядят всё хуже и хуже. Микрофишам же наоборот возраст не помеха.
Высокая стоимость оригинальных копий. Старые выпуски комиксов очень дорогие и поэтому лишь небольшой процент людей может к ним притронуться. Это касается и библиотек. Коллекция комиксов библиотеки Университета штата Мичиган составляет более 80 000 выпусков. Но из-за их хрупкости и высокой стоимости, руководство библиотеки отказалось закупать оригинальные выпуски. Вместо этого они приобретают микрофильмы с комиксами.
Общий снобизм. У общественной библиотеки Нью-Йорка имеется своя огромная коллекция комиксов на микрофильмах, и это вовсе не связано с желанием продлить срок жизни оригинальных выпусков. В действительности, руководство полагает, что комиксам не место в библиотеке.
(О том, что микрофиши — отличный способ для хранения комиксов, догадался Юджин Б. Пауэр. Пауэр является основателем Международного университета микрофильмов — компании, которая поставляет продукцию микрофишей в библиотеки с 1938 года. Компания Пауэра до сих пор продолжает свою деятельность, вы наверняка слышали об этой фирме, если иногда посещаете библиотеки, и тогда, разумеется, вы слышали о ProQuest, которая создаёт техническое оборудование для библиотек).
Разумеется, микрофиши не идеальны. В сравнении с телефоном, у них неудобный интерфейс, который требует больше усилий, чтобы найти то, что вы ищете. (Со особенностями этой технологии вы можете ознакомиться в фильме «Флетч» с Чеви Чейзом, где в одной из сцен он использует микрофиш-проектор).
Также микрофиши не способны передать должной детализации на фотографиях высокого разрешения. Не всё так плохо с текстом, но на фотографиях преобладает серый оттенок. И это в лучшем случае.
А сами проекторы (вы, возможно, помните их — машины в библиотеках, имеющее внешнее сходство с компьютером) сложно найти, не говоря уже об их покупке.
Но у микрофильмов, в отличие от любого жёсткого диска или СD, срок жизни значительно дольше, ибо они изначально создавались на века.
Через несколько столетий, когда люди будут писать исторические труды о нашей культуре, они наверняка наткнутся на бесчисленное количество ошибок 404 в интернете — так же, как и я, когда искал ссылку на предыдущий параграф.
И знаете, что в итоге станет для них прекрасным источником информации? Микрофильмы и микрофиши. И об этом прекрасно знали Поль Отле, Джон Бенджамин Дэнсер, Рене Дагрон и ещё десятки экспериментаторов, которые приложили руку к их созданию.
Оригинальная статья: Atlas Obscura
Автор: Эрни Смит
Дата: 20 июня 2016
Перевод: Александр Лоскутов
Редактура: Тамара Беркович