Найти в Дзене
Фантастика

Конспект лекций Брэндона Сандерсона

Оглавление

Лекция восьмая

Вопросы и ответы

Как вы работаете с упрямыми персонажами?

Зависит от того, в каком вы месте повествования. Вы можете хотеть, чтобы персонаж преодолел свое упрямство, а можете и не хотеть. Некоторые персонажи хорошо сознают свои недостатки и пытаются их преодолеть или учитывают их, или еще что-то. Другие могут хуже себя знать и больше действовать на инстинктах.

Чтобы лучше понимать его проблемы можно прогнать вашего персонажа сквозь сцену, совершенно не относящуюся к сюжету, и посмотреть, как персонаж отреагирует. А потом повторить в конце книги и посмотреть — изменились ли его реакции.

Бывает ли, что вы выбираете какие-то аспекты своего писательского стиля и фокусируетесь на них?

Да. В «Сокрушителе войн» вы, наверное, можете заметить, что пытаюсь работать с юмором. В «Пути королей» я сосредоточился на миропостроении. Разумеется вы хотите стать лучше во всем, но иногда полезно сосредоточиться на одном аспекте ремесла в определенном проекте. Для этого хороши рассказы.

Сколько времени нужно на то, чтобы стать хорошим писателем?

Это будет зависеть от ваших текущих навыков и стиле писательства. Эрик Флинт называет себя запойным писателем. Насколько знаю, он всегда заканчивал книгу за 3–4 месяца, и писал по 12 часов каждый день, пока не избавлялся от книги в своей голове. После этого он не писал месяцами.

Я пишу по расписанию. Каждый день, определенное количество времени. Мне нужно останавливаться, а не заставлять себя продолжать.

Есть писатели, которые пишут маленькими кусочками. Они напишут небольшой отрывок, а потом пойдут смотреть телевизор.

Мы говорим «пиши каждый день», но к фразе есть сноска: это очень индивидуально. Вы должны понять, что для вас работает. Но учтите, что большинству людей нужны годы практики, прежде чем они освоят ремесло. Это идея 10 000 часов.

Дальше Сандерсон разбирает работы своих студентов и конспектировать это бесполезно.

Но в процессе он дает несколько советов:

  • Когда начинаете писать, включайте в Ворде запись исправлений и выключайте автокоррекцию. Сандерсон еще любит включать Карту документа.
  • Следуйте за вниманием персонажа; не перескакивайте на вещи, которые персонаж не замечает, если только вы не умеете работать с этим методом.
  • Берегитесь страдательного залога!
  • Сосредоточьтесь на образе и персонаже.
  • Берегитесь ленивых фраз — на самом деле, берегитесь даже адекватных фраз. Лучше перегнуть и сделать фразу, которая будет добиваться двух или трех целей сразу. Если ваша фраза только описывает ситуацию, есть хорошие шансы, что она ленится работать.
  • Всегда взвешивайте ваш выбор слов. Иногда вам нужно выбирать между тем, дать больше деталей о мире или об истории персонажа или эмоциях. Взвесьте, что вы выиграете и проиграете.
  • Внимательно следите за тем, чтобы читатель мог следовать за ходом мыслей персонажа. Не давайте персонажу сразу прыгнуть к выводам.
  • Будьте осторожны с ошибками в точке зрения. Не нужно упоминать, что ваш персонаж чего-то не заметил. Если он не заметил, вы не должны об этом говорить, иначе сломаете его точку зрения.
  • Стремитесь спускать детали в Пирамиде абстракции вниз. Вместо «удивления» опишите округлившиеся глаза и приоткрытый рот, или что-то в этом духе. Сказав это, добавлю, что иногда можно ограничиться и удивлением.
  • Будьте особенно внимательны к метафорам и эвфемизмам, когда пишете НФФ. К примеру, «он пролетел по комнате» позволительная (хоть и несколько ленивая) фраза в современном романе. Но в фэнтези она может означать нечто совершенно иное.

Оглавление

Лекция первая

Лекция вторая

Лекция третья

Лекция четвертая

Лекция пятая

Лекция шестая

Лекция седьмая

Лекция восьмая

Мой канал в телеграм