Приложение к лекциям по писательскому мастерству Брэндона Сандерсона
Базовый метасюжет
Большинство метасюжетов, это вариации следующей схемы:
1. Ожидание — приглашение к приключению, и обещание того, что будет в книге.
2. Мечтания — герой или героиня первоначально в чем-то преуспевают — кажется, все идет хорошо, иногда с ощущением, будто попал в собственную мечту.
3. Крушение — первая конфронтация с настоящим врагом. Все начинает рушиться.
4. Кошмары — точка максимального напряжения, на героев обрушивается катастрофа и кажется, все надежды потеряны.
5. Разрешение — герой или героиня побеждает, и может воссоединиться или соединиться со своей «второй половинкой».
Здесь есть определенные параллели с Кэмпбеллом, но его схема больше подходит к мифам, чем к историям в общем.
Победить Чудовище (и напряженный побег от Смерти)
Примеры: Тесей, Персей, Беовульф, Дракула, Война миров, Пушки острова Наваррон, Семь самураев/Великолепная семерка, Джеймс Бонда, Звездные войны: Новая надежда.
Структура метасюжета:
1. Ожидание.
2. Мечты.
3. Крушение.
4. Кошмары.
5. Чудесный побег (смерть Чудовища)
Из грязи в князи
Примеры: Золушка, Алладин, Джен Эйр, Большие надежды, Дэвид Копперфильд, Красное и Черное.
Структура метасюжета:
1. Начальная беда в доме (Ожидание)
2. Вперед — во внешний мир (Мечты, первый успех)
3. Основной кризис
4. Независимость (точка максимального напряжения)
5. Финальное воссоединение, выполнение задачи и реализация себя
Квест
Примеры: Одиссея, Путешествие Пилигрима в Небесную Страну, Копи царя Соломона, Обитатели холмов
Структура метасюжета:
1. Ожидание (угнетение в Городе Разрушения)
2. Путешествие (испытания для героя/героини и их спутников). Может включать все или некоторые пункты:
a. Чудовища
b. Искушения
c. Смертельные противостояния
d. Путешествие в Подземный мир
3. Прибытие и разочарование
4. Последние испытания
5. Цель (королевство, другая половинка или эликсир победы)
Путешествие и возвращение
Примеры: Алиса в Стране Чудес, Три медведя, Орфей, Машина времени, Питер Кролик, Возвращение в Брайдсхед, Сказание о старом мореходе, Унесенные ветром, Третий человек
Структура метасюжета:
1. Предвкушение («попадание» в Другой Мир)
2. Первоначальное восхищение (мечты)
3. Разочарование
4. Кошмары
5. Напряженный побег и возвращение
Комедия
В комедии менее жесткая структура. По сути, метасюжет комедии состоит из нагромождения абсурдно сложного набора проблем, который разрешается в кульминации. Вокруг истории развития комедийного сюжета издавна ведутся споры:
Первый уровень: Аристофан
Второй уровень: Новая комедия (комедия становится любовной историей)
Третий уровень: Шекспир (сюжет полностью развился)
Комедия, как реальная жизнь: Джейн Остен
Замаскированный сюжет: Мидлмарч, Война и Мир
Бурлеск: Гилберт и Салливан, Оскар Уайльд
Структура метасюжета:
1. В тени — маленький мир, в котором люди в тени замешательства, неуверенности и разочарования и пытаются заткнуть друг друга.
2. Затягивая узел — замешательство растет и давление тьмы все больше и всё кошмарно перепутано.
3. Разрешение — когда на свет появляются вещи, раньше не замечаемые, восприятие драматически меняется. Тени рассеиваются, ситуация чудесно трансформируется, а маленький мир становится цельным.
Трагедия
Примеры: Макбет, Портрет Дориана Грея, Кармен, Бонни и Клайд, Жюль и Джим, Анна Каренина, Мадам Бовари, Юлий Цезарь
Структура метасюжета:
1. Ожидание
2. Мечты
3. Разочарование
4. Кошмары
5. Крушение или Сцена Последнего желания
Перерождение
Примеры: Спящая Красавица, Кроль-лягушонок, Красавица и Чудовище, Снежная Королева, Рождественская песнь в прозе, Таинственный сад, Пер Гюнт
Структура метасюжета:
1. В Тени — юный герой или героиня попадают в тень Темной силы
2. Угроза отступает — некоторое время все идет неплохо — кажется, что угроза отступила
3. Угроза возвращается — через некоторое время угроза возвращается с полной силой, пока герой или героиня не оказываются заключены в состоянии живой смерти
4. Триумф Темной силы — состояние живой смерти продолжается долгое время и кажется, будто темная сила восторжествовала.
5. Чудесное избавление — если заключена героиня, то ее спасает герой; если герой, то юная девушка или ребенок.
Темные версии
У всех перечисленных выше сюжетов есть темные версии, в которых «совершенный хэппи-энд» никогда не достигается из-за каких-нибудь проблем. Единственное исключение — Трагедия, которая сама по себе «темная» версия.
Новые сюжеты
Существует два дополнительных сюжетов, находящихся вне базовых семи. Примите к сведению, что базовые схемы сюжета не означают, что другие вариации невозможны.
Восстание против Избранного(-ой)
Одинокий герой/героиня находят себя в состоянии оппозиции какой-нибудь грандиозной силе, которая раскачивает мир героя. Изначально они чувствуют, что правы, а загадочная сила — нет, но внезапно герой/героиня вступают в конфронтацию с силой, во всем ее потрясающем могуществе. Мятежный герой/героиня сокрушен и вынужден признать, что его точка зрения основывалась только на очень ограниченном, субъективном восприятии реальности. Они принимают притязание силы на правление.
Пример: Книга Иова
Темные версии: О дивный новый мир, 1984
Тайна
Начинается с какой-нибудь загадки, обычно шокирующего преступления. Центральный персонаж ее раскрывает.
Примеры: Артур Конан Дойл, Агата Кристи
Архетипы
В дополнение к структурам сюжетов, существуют структуры персонажей, классифицированные по принципам Юнга. Список персонажей-архетипов:
Негативные (по юнгианскому Эго, т.е. «злые»):
Темный Отец, Тиран или Черный маг
Темная Мать, Темная королева или ведьма
Темный соперник или Темное Альтер-Эго
Темная вторая половинка или Искусительница
Позитивные (по юнгианскому «Я», т.е. хорошие):
Светлый отец, Хороший король или Мудрый старец
Светлая мать, Хорошая королева или Мудрая старуха
Светлое Альтер-Эго или Друг и Компаньон
Светлая вторая половинка
Дополнительные три архетипа:
Дитя
Помощник животных
Трикстер
Дополнительные концепции
Законченный хэппи-энд
В обычных версия метасюжета, если всё, что базировалось вокруг Эго, начинает базироваться вокруг Я (т.е. все персонажи получали искупление), то получается «законченный хэппи-энд». В темных версиях концовки в основном трагические. В истории могут сочетаться элементы обеих версий.
Непонятая ценность
Главный злодей может намекать на темную, негативную версию того, что герой или героиня со временем превратят в позитивное качество в себе. Таким образом злодей метафорически показывает, что герою или героине предстоит преодолеть в себе.
Вверху и внизу
Обычно, (особенно в комедии) существует разделяющая линия. Поверх нее установленный социальный порядок, а под ней слуги, «неполноценные» или темные элементы. Проблема рождается «поверх линии» (например, тирания), но дорога к решению всегда лежит «под линией» на «нижнем» уровне.