Найти тему
Фантастика

Семь базовых сюжетов

Оглавление

Приложение к лекциям по писательскому мастерству Брэндона Сандерсона

Базовый метасюжет

Большинство метасюжетов, это вариации следующей схемы:

1. Ожидание — приглашение к приключению, и обещание того, что будет в книге.

2. Мечтания — герой или героиня первоначально в чем-то преуспевают — кажется, все идет хорошо, иногда с ощущением, будто попал в собственную мечту.

3. Крушение — первая конфронтация с настоящим врагом. Все начинает рушиться.

4. Кошмары — точка максимального напряжения, на героев обрушивается катастрофа и кажется, все надежды потеряны.

5. Разрешение — герой или героиня побеждает, и может воссоединиться или соединиться со своей «второй половинкой».

Здесь есть определенные параллели с Кэмпбеллом, но его схема больше подходит к мифам, чем к историям в общем.

Победить Чудовище (и напряженный побег от Смерти)

Примеры: Тесей, Персей, Беовульф, Дракула, Война миров, Пушки острова Наваррон, Семь самураев/Великолепная семерка, Джеймс Бонда, Звездные войны: Новая надежда.

Структура метасюжета:

1. Ожидание.

2. Мечты.

3. Крушение.

4. Кошмары.

5. Чудесный побег (смерть Чудовища)

Из грязи в князи

Примеры: Золушка, Алладин, Джен Эйр, Большие надежды, Дэвид Копперфильд, Красное и Черное.

Структура метасюжета:

1. Начальная беда в доме (Ожидание)

2. Вперед — во внешний мир (Мечты, первый успех)

3. Основной кризис

4. Независимость (точка максимального напряжения)

5. Финальное воссоединение, выполнение задачи и реализация себя

Квест

Примеры: Одиссея, Путешествие Пилигрима в Небесную Страну, Копи царя Соломона, Обитатели холмов

Структура метасюжета:

1. Ожидание (угнетение в Городе Разрушения)

2. Путешествие (испытания для героя/героини и их спутников). Может включать все или некоторые пункты:

a. Чудовища

b. Искушения

c. Смертельные противостояния

d. Путешествие в Подземный мир

3. Прибытие и разочарование

4. Последние испытания

5. Цель (королевство, другая половинка или эликсир победы)

Путешествие и возвращение

Примеры: Алиса в Стране Чудес, Три медведя, Орфей, Машина времени, Питер Кролик, Возвращение в Брайдсхед, Сказание о старом мореходе, Унесенные ветром, Третий человек

Структура метасюжета:

1. Предвкушение («попадание» в Другой Мир)

2. Первоначальное восхищение (мечты)

3. Разочарование

4. Кошмары

5. Напряженный побег и возвращение

Комедия

В комедии менее жесткая структура. По сути, метасюжет комедии состоит из нагромождения абсурдно сложного набора проблем, который разрешается в кульминации. Вокруг истории развития комедийного сюжета издавна ведутся споры:

Первый уровень: Аристофан

Второй уровень: Новая комедия (комедия становится любовной историей)

Третий уровень: Шекспир (сюжет полностью развился)

Комедия, как реальная жизнь: Джейн Остен

Замаскированный сюжет: Мидлмарч, Война и Мир

Бурлеск: Гилберт и Салливан, Оскар Уайльд

Структура метасюжета:

1. В тени — маленький мир, в котором люди в тени замешательства, неуверенности и разочарования и пытаются заткнуть друг друга.

2. Затягивая узел — замешательство растет и давление тьмы все больше и всё кошмарно перепутано.

3. Разрешение — когда на свет появляются вещи, раньше не замечаемые, восприятие драматически меняется. Тени рассеиваются, ситуация чудесно трансформируется, а маленький мир становится цельным.

Трагедия

Примеры: Макбет, Портрет Дориана Грея, Кармен, Бонни и Клайд, Жюль и Джим, Анна Каренина, Мадам Бовари, Юлий Цезарь

Структура метасюжета:

1. Ожидание

2. Мечты

3. Разочарование

4. Кошмары

5. Крушение или Сцена Последнего желания

Перерождение

Примеры: Спящая Красавица, Кроль-лягушонок, Красавица и Чудовище, Снежная Королева, Рождественская песнь в прозе, Таинственный сад, Пер Гюнт

Структура метасюжета:

1. В Тени — юный герой или героиня попадают в тень Темной силы

2. Угроза отступает — некоторое время все идет неплохо — кажется, что угроза отступила

3. Угроза возвращается — через некоторое время угроза возвращается с полной силой, пока герой или героиня не оказываются заключены в состоянии живой смерти

4. Триумф Темной силы — состояние живой смерти продолжается долгое время и кажется, будто темная сила восторжествовала.

5. Чудесное избавление — если заключена героиня, то ее спасает герой; если герой, то юная девушка или ребенок.

Темные версии

У всех перечисленных выше сюжетов есть темные версии, в которых «совершенный хэппи-энд» никогда не достигается из-за каких-нибудь проблем. Единственное исключение — Трагедия, которая сама по себе «темная» версия.

Новые сюжеты

Существует два дополнительных сюжетов, находящихся вне базовых семи. Примите к сведению, что базовые схемы сюжета не означают, что другие вариации невозможны.

Восстание против Избранного(-ой)

Одинокий герой/героиня находят себя в состоянии оппозиции какой-нибудь грандиозной силе, которая раскачивает мир героя. Изначально они чувствуют, что правы, а загадочная сила — нет, но внезапно герой/героиня вступают в конфронтацию с силой, во всем ее потрясающем могуществе. Мятежный герой/героиня сокрушен и вынужден признать, что его точка зрения основывалась только на очень ограниченном, субъективном восприятии реальности. Они принимают притязание силы на правление.

Пример: Книга Иова

Темные версии: О дивный новый мир, 1984

Тайна

Начинается с какой-нибудь загадки, обычно шокирующего преступления. Центральный персонаж ее раскрывает.

Примеры: Артур Конан Дойл, Агата Кристи

Архетипы

В дополнение к структурам сюжетов, существуют структуры персонажей, классифицированные по принципам Юнга. Список персонажей-архетипов:

Негативные (по юнгианскому Эго, т.е. «злые»):

Темный Отец, Тиран или Черный маг

Темная Мать, Темная королева или ведьма

Темный соперник или Темное Альтер-Эго

Темная вторая половинка или Искусительница

Позитивные (по юнгианскому «Я», т.е. хорошие):

Светлый отец, Хороший король или Мудрый старец

Светлая мать, Хорошая королева или Мудрая старуха

Светлое Альтер-Эго или Друг и Компаньон

Светлая вторая половинка

Дополнительные три архетипа:

Дитя

Помощник животных

Трикстер

Дополнительные концепции

Законченный хэппи-энд

В обычных версия метасюжета, если всё, что базировалось вокруг Эго, начинает базироваться вокруг Я (т.е. все персонажи получали искупление), то получается «законченный хэппи-энд». В темных версиях концовки в основном трагические. В истории могут сочетаться элементы обеих версий.

Непонятая ценность

Главный злодей может намекать на темную, негативную версию того, что герой или героиня со временем превратят в позитивное качество в себе. Таким образом злодей метафорически показывает, что герою или героине предстоит преодолеть в себе.

Вверху и внизу

Обычно, (особенно в комедии) существует разделяющая линия. Поверх нее установленный социальный порядок, а под ней слуги, «неполноценные» или темные элементы. Проблема рождается «поверх линии» (например, тирания), но дорога к решению всегда лежит «под линией» на «нижнем» уровне.

Мой канал в телеграме