Первая лекция
Первая лекция: вступительные заметки.
По поводу советов
Правило номер один: Этот совет хорош, кроме случаев, когда он плох.
Писатели обожают давать писательские советы. Спроси любого писателя, даже если он не очень часто пишет, и он/а надает тебе кучу советов о том, что работает для него/нее. Эту удобно — в том случае, если вы понимаете, что ты отличаетесь от этих писателей. Сравним Стивена Кинга и Орсона Скотта Карда. Кинг страстно ненавидит планирование, считает, что планы убивают креативность и душат историю. Кард говорит, что план — это здорово и вы должны его использовать.
Все писательские советы обязательно нужно фильтровать сквозь эту идею. Все писательские советы хороши, кроме случаев, когда они плохи.
Идеи дешевы
Цель этого занятия превратить учащихся в писателей, которые пишут хорошие книги, а не писателей, которые пишут одну хорошую книгу. Существует мнение, что фундаментальным ингредиентом хорошей книги является идея, и я с этим не согласен.
Джим Батчер, перед тем, как начал публиковаться, был на форуме, где спорил как раз об этом и сказал что-то вроде «Хороший писатель возьмет худшую идею и напишет по ней замечательную книгу, а плохой писатель угробит и лучшую идею. Дело не в идее, а навыке». Его оппонент предложил ему соединить Покемонов и Потерянный римский легион — что позже превратилось в серию Кодекс Алеры, бестселлер.
Вы можете быть Моцартом от писательства, но это встречается очень, очень, очень редко. Большинство писателей тянут лямку в безвестности, полируя свое мастерство. Концепция этих лекций в том, чтобы научить вас быть писателем, а не только писать. Фокус на том, чтобы становиться лучше и учиться как лучше писать.
Два типа писателя
Многие из вас уже знают, что существует два вида писателей: садовник и архитектор, или протиратель штанов и планировщик. Садовник бросает несколько идей в горшок и смотрит, как они реагируют (представьте безумного ученого). Архитектор планирует свою историю в мельчайших деталях, решая, что случится, задолго до написания.
Писательство открытия (садовники)
· Стивен Кинг: поместим персонажей в интересные ситуации; посмотрим, что выйдет.
· Мэри Коваль: «да, но; нет, и» метод.
- Начать с человека, у которого есть проблема.
- Что происходит дальше? Срабатывает? Да, но… что еще идет не так.
Пример: вы идете с младшим братом по улице, он на вас обиделся. Чтобы он не обижался, вы приглашаете его в зоопарк. Брат снова вас любит (да, проблема решена), но из клетки вырвался динозавр.
- Срабатывает ли то, как они пытаются решить проблему? Нет, и… дела идут хуже.
Пример: вы пытаетесь убежать из зоопарка со своим братом, но ворота заблокировали злобные приверженцы культа «Мир для динозавров» (нет, убежать не удалось) и теперь вам предстоит разбираться еще и с ними.
На этом принципе построены очень многие триллеры.
- Цикл повторяется, пока проблема не решена.
· Хорошие истории, в основном, о том, как что-то идет не так. Все они начинаются с проблемы. Причем она может быть небольшой («Мои отвратительные дядя с тетей заставляют меня жить под лестницей», «У меня был мирный ужина, которому брутально помешали 12 гномов…»)
· Писатели открытия часто создают более интересных персонажей: во-первых, потому что проблемы персонажа, это проблемы писателя, так что автор отождествляет себя с героем, и так же поступает читатель; во-вторых, потому что персонажей не заставляют делать то, что они по характеру своему не сделали бы; в-третьих, потому что метод писателей открытия построен на интересных персонажах, делающих интересные вещи.
· Писатели открытия часто создают менее интересный сюжет и плохие концовки (поскольку, рано или поздно, они добираются до момента «и потом они решили проблему», что не слишком удовлетворительно).
· Писателям открытия часто трудно преодолеть Третью Главу/начало. Они пишут несколько глав, а затем их внезапно осеняет «О! Так вот о чем это!» и у них возникает потребность переписать все заново, расставляя сюжетные маячки. Они добираются до новой Третьей Главы и говорят «О, теперь я точно знаю, о чем это!» и начинают все заново.
· Слово «часто» здесь не случайно, потому что всегда есть исключения, и хорошие писатели будут компенсировать свои натуральные слабости. Писатели открытия могут создать плоских, скучных персонажей и сложные сюжеты с потрясающими концовками. Это просто тенденция, не универсальный закон.
Писатели-планировщики (архитекторы)
· У писателей-планировщиков герои часто слабей, потому что они склонны задаваться вопросом: что по сюжету требуется от персонажа?
· У писателей-планировщиков часто бывают хорошие концовки (потому что им все время был известен сюжет).
· Писатели-планировщики часто (всегда!) ненавидят пересмотр рукописи, поскольку, по сути, они уже дважды написали историю к тому моменту, как добрались до ее конца.
Картографы
· Картографы начинают со сложившейся идеей концовки и внутренним конфликтом книги, может несколькими крутыми сценами, которые они хотят вставить. Так что они начинают со своей идеей писать в стиле открытия вплоть до первой крутой сцены, затем снова «открывают» до следующей такой сцены и так продолжают, пока не достигнут финала.
Оглавление
Лекция первая