«В конечном счете поэзия - это искусство складывать слова в единый выразительный текст. Точно так же и фотография - искусство складывать отдельные детали в цельное и наделенное смыслом изображение.»
Александр Лапин.
Понятие рифмы в фотографию пришло из литературы. В поэзии рифмой называют созвучие в окончании слов. Созвучие это может приходиться на разные по порядку следования слоги, может оканчиваться на гласную букву или согласную. Рифма задает длину строк и общий настрой поэтического произведения, бывает даже мужская и женская.
По этим признакам ученые словесники давно разделили все рифмы по различным видам и схемам. Да что там ученые, сегодня стихи можно писать и программным путем, подбирая рифмы с помощью компьютера. Но будет ли это поэзия? Ведь рифма лишь инструмент, который помогает поэту выразить свой внутренний мир.
Вот так и в фотографическом искусстве. Кажется, вот выучишь «мат часть», научишься настраивать камеру и нажимать кнопочку и сразу полетят из камеры шедевры.
А не получается. Не звучит! А почему? Рифмы не хватает. Ведь взгляд человека устроен так, что он путешествует по изображению, постепенно изучая его. И вехи, которые сознательно или интуитивно расставляет ему в подспорье фотохудожник, помогают общему восприятию, создают единое произведение. Иногда это поэма, а иногда и просто маленький стишок.
Так что такое рифма в понимании фотографического искусства? Визуальная рифма, как и словесная, это созвучие или подобие некоторых элементов произведения, в данном случае фотографии. Здесь нельзя вывести определенную формулу подобия, как в математике, явление это может быть еле уловимо взглядом, оно может касаться форм и цветовых акцентов, световых и теневых пятен, быть явным или условным. Но оно должно работать на общий результат.
Обратимся к фотографиям классиков и попробуем самостоятельно понять, какие тональные, линейные или даже смысловые рифмы помогают авторам передать нам свое ощущение момента.