В 2012 году электроавтомобиль Tesla Model S произвел фурор на мировом рынке, сравнимый эффектом айфона в 2007. Основатель компании Илон Маск в лучших религиозных традициях Джобса рассказывал о революции в сфере транспорта, спасении планеты от парниковых газв и вообще почти уже прорубленном окне в светлое будущее
На деле же первая модель оказалась похожа на тестовый образец - ужасно сырая и непроработанная, к тому же, как выяснилось, автомобиль оставался фактически в собственности компании, после покупки она начинала следить за пользователем, передавать своим создателям всю информацию о своем передвижении и состоянии технических узлов. Помимо этого компания имеет прямой доступ к управлению проданной машиной, может удаленно ее перепрошивать, заводить и даже блокировать. То есть по сути за 50-100 тысяч долларов владелец не покупает себе автомобиль, а подписывается на сервис по эксплуатации автомобиля, контроль за которым компания оставляет за собой.
Но самый главный развод в этой масштабной афере - экологичность. Упор в рекламе делается на то, что автомобиль не выбрасывает в воздух никаких веществ и не загрязняет окружающую среду, а энергия для зарядных станций берется из солнечных батарей:
На самом же деле ни из каких солнечных батарей энергия не берется. Доля солнца в мировом производстве электроэнергии - меньше 1%. Вообще возобновляемые источники дают 13%, остальное добывают из ископаемых - угля, газа, нефти и урана:
Помимо этого, весь миф об экологичности подрывают блоки хранения этой энергии - батареи. Их изготавливают их очень токсичных веществ, а также редкоземельных металлов, запасы которых сильно ограничены, а добыча затруднена и крайне энергозатратна. К тому же батареи приходят в негодность и их нужно утилизировать, а с этим пока что проблемы, заводов способных полностью переработать батарею можно пересчитать по пальцам, к тому же это тоже крайне энергозатратная процедура. Но Маск помимо хочет пересадить на батареи не только производителей автомобилей, но и всех домохозяйств, то есть еще больше увеличить нагрузку на добывающую и прерабатывающую промышленность:
В сухом остатке получается не экологичность, а переливание из пустого в порожнее. Выработку энергии перенесут из двигателя автомобиля на угольные электростанции, а вместо легко перарабатываемого металла, из которого состоит обычный автомобиль, придется возиться с батареями, переработка которых затруднена и энергозатратна:
Еще одно ведре дегтя в эту бочку меда добавляет зарядка автомобилей, сегодня она занимает около получаса, вместо 1-2 минут, которые требуются на то, чтобы залить бак бензином.
В итоге, спустя 5 лет имеем пшик. Никакой революции не произошло, крупные автопроизводители практически игнорируют сферу электротранспорта, производя по одному экземпляру для выставок, чтобы обозначить свое присутствие в нише, а энергетики не видят смысла в кардинальной перестройке энергосетей.