Найти в Дзене
starcom68

В гостях у неоязычников. Часть II. Огонь

После первой части репортажа о праздновании Купало в Пермском крае у меня завязался интересный диалог с участниками мероприятия по поводу того, неоязычество это или просто язычество. Не хочу никого обидеть, но когда Б.А.Рыбаков писал о язычестве древних славян, то он писал именно о язычестве, а не о современных вариациях на тему. Здесь же, при всем моем уважении к участникам мероприятия и его организаторам, создавшим в лесном уголке удивительную атмосферу старинного русского праздника, все-таки мы имеем нечто другое. Реконструкция с той или иной степенью тщательности славянских языческих обрядов и мировоззрения в наше время и на территории где изначально в чистом виде их быть не могло подсказывает, что это всего лишь одна из форм неоязычества. Ну как если бы я стал, например, приверженцем культа Карго и выкладывал из еловых веток самолет на поле, где-нибудь под Ныробом, с целью возобновления местных авиаперевозок.

Но бог с этой формальной классификацией. Главное, что собрались в лесу красивые люди и славно провели время с семьями без пьянства и табачного дыма, в обстановке доброжелательности и миролюбия. Это можно только приветствовать.
Вернемся же на поляну. После обеда там все увлеченно плетут венки для продолжения обрядов.

С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают
С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают
-4
-5
-6
 Колесо с берестой ждет своего часа
Колесо с берестой ждет своего часа
-8
-9
-10
-11
Лада, ей посвящена большая часть сегодняшних обрядов, хотя существование этого божества в славянской мифологии подвергается сомнению
Лада, ей посвящена большая часть сегодняшних обрядов, хотя существование этого божества в славянской мифологии подвергается сомнению
-13
-14
-15
Род - еще дно божество из славянского языческого пантеона молчаливо смотрит за происходящим
Род - еще дно божество из славянского языческого пантеона молчаливо смотрит за происходящим
-17
-18
-19
-20
-21
Наступила очередь таинственного обряда оборотничества
Наступила очередь таинственного обряда оборотничества
Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его...
Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Теперь до следующего года. Обряд можно проводить только два раза в году.
Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его... Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Теперь до следующего года. Обряд можно проводить только два раза в году.
Потные и разгоряченные все вернулись на главную поляну, обсуждая впечатления от обряда оборотничества
Потные и разгоряченные все вернулись на главную поляну, обсуждая впечатления от обряда оборотничества
-25
-26
-27
-28
-29
Подготовка к обряду Огненного Коловрата
Подготовка к обряду Огненного Коловрата
-31
-32
-33
-34
Зажжение колеса. Отгадайте: какую песню поют участники обряда?
Зажжение колеса. Отгадайте: какую песню поют участники обряда?
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло
-37
-38
Каждый думает о чем-то своем пока колесо прогорает. Постепенно сгустились тучи, погромыхивает гром, в небе зарницы. Погода подыгрывает участникам
Каждый думает о чем-то своем пока колесо прогорает. Постепенно сгустились тучи, погромыхивает гром, в небе зарницы. Погода подыгрывает участникам
-40
Кульминация праздника - прыжки через костер
Кульминация праздника - прыжки через костер
-42
Гроза все ближе, уже упали первые капли
Гроза все ближе, уже упали первые капли
-44
-45
А вот и купания, хотя от начавшегося дождя все были мокрые на сквозь. Жалкая попытка сделать несколько кадров в темноте и под дождем не увенчалась успехом. Купались в специально оборудованной на ручье купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась.
Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал
А вот и купания, хотя от начавшегося дождя все были мокрые на сквозь. Жалкая попытка сделать несколько кадров в темноте и под дождем не увенчалась успехом. Купались в специально оборудованной на ручье купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась. Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал
 Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю - наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы
Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю - наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы
Похороны березки
Похороны березки

Полную версию репортажа смотрите в моем блоге starcom68

#неоязычество #купало