Произведения на тематику человечности искуственного интеллекта уже давно не являются откровениями. Десятки книг написано, фильмов снято и игр создано. Сказать что-то новое в этой тематике сложно, но некоторые всё ещё пытаются. Получается не у всех, но у игры NieR: Automata есть все шансы.
Сразу скажу, что предыдущие игры серии NieR, как и Drakengard, прошли мимо меня, поэтому то, что действие разворачиваются в той же вселенной, а по ходу пьесы можно встретить отсылки к общей вселенной игр, особой погоды и отношения к происходящему не сделало. С другой стороны у меня есть возможность оценивать NieR: Automata незамутнённым взглядом, что тоже неплохо.
Нельзя не отметить довольно необычную и стильную систему прокачки. Дело в том, что игра ни на минуту не забывает, что речь идёт об андроидах с электронными мозгами, даже когда игрок копается в меню. В самом начале есть шикарная сцена "калибровки" восприятия, где требуется подстроить параметры яркости и звука. Уже здесь игра выходит за рамки привычного и аккуратно выбивает кирпичики из четвёртой стены. Практически все элементы взаимодействия с игрой - это подпрограммы нашего подконтрольного андроида, которые устанавливаются в память персонажа. Звучит дико, а играется и того безумнее. Шутка ли - хочешь чтобы интерфейс отображался - ставь программу, хочешь отображение здоровья врагов - ставь программу, миникарта - программа, отображение текущего квеста - программа. Дальше больше - простой удар, удар сверху и спецспособности - это тоже программы. Если что-то из этого убрать - у игрока просто не будет этой способности. К слову - ядро операционной системы нашего андроида - это тоже программа, и её тоже можно убрать, вот только для андроида это закончится смертью. Тем же образом можно себе упростить жизнь так называемыми Авто-программами - автоматическая стрельба, лечение, увороты - это для тех, кто не хочет заморачиваться с осваиванием примитивной боевой системы и решит играть на лёгком уровне сложности.
Несмотря на относительную простоту боёвки на среднем уровне сложности игра способна бросить вызов и заваливает количеством врагов. Более высокие уровни увеличивают урон, наносимый врагами, так что пара пропущенных ударов может привести к смерти. Вариант игры на максимальном уровне предполагает мгновенную смерть и начало игры с самого начала.
Прокачка персонажа также основана на тех же самых программах, которые мы устанавливаем в память андроида. Однако она настолько неочевидна, что полноценно освоить и понять её мне удалось только к середине второго прохождения. Сами программы можно найти, скитаясь по миру, выбить из врагов или приобрести в лагере повстанцев. Если игрок натыкается на более мощную версию программы, он с удивлением обнаружит, что она занимает больше места в памяти и чтобы её "обновить" чем-то придётся пожертвовать. Место не резиновое и всё вместе точно не поместится. На помощь приходит механика объединения программ - две программы одной версии объединяются в программу более мощной версии. При этом ключевым параметром становиться занимаемое ею место - часто у двух одинаковых версий одной и той же программы объём может отличаться. Предпочтение нужно отдавать копиям с меньшим объёмом - так при объединении можно получить более мощную программу меньшего объёма. Либо пожертвовать какими-нибудь функциями - игра предоставляет возможность тонкой настройки под себя, создания нескольких сетов и переключения между ними.
Летающие и стреляющие помощники Pod'ы и оружие тоже поддаётся прокачке, но тут всё хитрее. Для Pod'ов необходимо выискивать улучшения, а запрятаны они даже слишком хорошо - за три прохождения мне удалось найти буквально пару апгрейдов из заявленного десятка. Чтобы прокачать оружие нужно собирать редкие компоненты, которых будет категорически нехватать для прокачки всех имеющихся видов оружия. Любопытный момент, что к каждому виду холодного оружия идёт небольшая история, части которой открываются по мере прокачки - такая маленькая, но очень трогательная деталь проработки каждого элемента.
Но управляя всем этим добром, чувствуешь себя осьминогом. Довольно сложно одновременно носиться вокруг врага, маневрируя вокруг его атак, удерживать фиксацию на враге, поливать его пулемётным огнём, наносить удары мечом, да ещё и вовремя уклоняться от ударов. А если в этот момент ещё понадобиться подлечиться, начинаешь замечать, что свободные пальцы для этой операции уже закончились! До этой игры я считал себя человеком, способным без проблем совладать с любой игрой при помощи геймпада - никогда ещё так не ошибался. Боюсь даже представить ту боль, которая постигнет приверженцев связки "клавиатура+мышь". Благо, что игра перемежает мирные эпизоды исследования локаций и комплексные многоэтапные битвы с противниками. Мелкие стычки в открытых локациях не в счёт - одинокие группы железяк практически не способны оказать хоть какое-то адекватное сопротивление. Однако ближе к концу игры (ну да - на третьем по счёту прохождении) появляются тяжело-бронированные противники, которых придётся лупить добрых пять минут. Учитывая однообразную боёвку, от подобного подхода начинаешь уставать.