Кажется, что генная терапия в нашей время — это что-то на грани фантастики. Однако результаты исследований показывают, что будущее если уже не наступило, то точно где-то рядом. Оказывается, что генная терапия может успешно использоваться для лечения заболеваний крови. Так в марте этого года французские исследователи уже рассказывали об её успешном применении в случае мальчика с серповидноклеточной анемией.
Серповидноклеточная анемия — это заболевание, которое наиболее явно характеризуется необычной формой эритроцитов (отсюда, собственно, и взялось название заболевания). Гемоглобин здорового человека бывает нескольких видов:
A - гемоглобин здорового взрослого;
E - гемоглобин человека на стадии эмбрионального развития;
F - так называемый фетальный гемоглобин, обладающий большим сродством к кислороду, чем "взрослый" гемоглобин, благодаря этому гемоглобин эффективнее связывается с кислородом, что повышает кислородоснабжение тканей.
Существуют также мутантные формы гемоглобина. Мутантная форма, с которой связано развитие серповидноклеточной анемии, - это гемоглобин S. Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу, то есть в случае гетерозиготного носительства у человека наблюдается содержание как мутантного вида, так и нормального. В этом случае симптомы или не наблюдаются, или наблюдаются в незначительной степени. У гомозиготных носителей мутантного гена болезнь протекает тяжело, так как у них в эритроцитах содержится только гемоглобин S. Такие эритроциты более чувствительны к лизису и хуже выполняют свою транспортную функцию, из-за чего у больных часто наблюдаются признаки гипоксии.
Лечение французского пациента проводилось в несколько этапов. Сначала у мальчика отобрали ткани костного мозга для выделения кроветворных мультипотентных клеток CD34+ (это означает, что данные клетки могут превратиться в любые кровяные клетки, а ещё на их поверхности содержится белок CD34, один из так называемых кластеров дифференцировки). Затем в эти клетки при помощи лентивируса ввели ген здорового варианта бета-глобина, одной из цепочек гемоглобина, которая повреждена в гемоглобине S.
Затем у мальчика уничтожили собственные кроветворные клетки и ввели вместо них клетки с модифицированным геном. Далее последовал довольно муторный период, наполненный постоянными переливаниями крови, однако всё это возымело необходимый эффект: через 15 месяцев после пересадки модифицированных клеток содержание гемоглобина А в крови достигло 48%, а содержание гемоглобина S снизилось до 49%. Общее содержание гемоглобина при этом стабильно держалось в пределах нормы (10.6-12.0 г/дл).
Такие результаты крайне обнадёживающи. Пациенту полностью отменили медикаментозную терапию, так как более в ней нет необходимости, а побочные эффекты терапии были устранены. Кроме этого пациента, подобную терапию получили ещё несколько десятков пациентов не только с серповидноклеточной анемией, но и с бета-талассемией. Бета-талассемия — ещё одно заболевание, наследуемое по аутосомно-рецессивному типу, при которой снижается продукция бета-цепей гемоглобина.
В исследовании, опубликованном 9 декабря, рассказывается о ещё одном заболевании, которое, по всей видимости, также можно лечить с помощью генной терапии, а именно — о гемофилии, заболевании, при котором у пациента нарушен процесс свёртывания крови.
Исследователи отмечают, что через год после проведения терапии у пациентов с гемофилией А (один из видов заболевания) нормализовался уровень фактора свёртывания крови, который понижен при заболевании. Кроме того, наблюдалось значительное сокращение случаев кровотечения.
Чем ниже уровень фактора свёртывания крови, тем выше вероятность того, что даже незначительная травма приведёт к кровотечению. Возможны случаи спонтанного кровотечения, в особенности в суставах, которое может привести к артриту. Кровотечение может быть фатальным, если его не остановить или если оно происходит в жизненно важном органе.