Коррупция, ЖКХ, неравенство в суде — остались без ответа, или почти остались без ответа на пресс-конференции главы государства. Разбираемся, почему это важно.
Не прошло и недели, как Владимир Владимирович объявил о своем намерении участвовать в очередных выборах. Потому к этой пресс-конференции было пристальное внимание всех слоев населения. Всем было интересно, чего ждать дальше, "если вдруг" действующий президент останется на свой уже 4-ый срок.
Ответы же были неутешительны или сводились к обнадеживающему "мы обсудим это". Опуская вопросы о предстоящих выборах (Собчак, Навальном и иже с ними) и внешней политике, в которых президент чувствовал себя как рыба в воде, хотелось бы заострить внимание на более насущных проблемах. Например, корреспондент "Ведомостей" спросила о предвзятом выборе тех или иных подрядчиков в различных сферах. Хоть речь и шла о новых нефтяных месторождениях, журналистка упомянула, что это общая проблема. И это на самом деле так! Ответ же был неутешительный: "потому что так решила администрация". По факту главный человек в стране подтвердил и дал добро на односторонние конкурсы по розыгрышу и реализации госзаказов.
Немного из истории системы.
Вообще система тендеров введена в нашей стране с 2005 года и закреплена законодательно. Такая система преследует одну цель: выявить поставщика или исполнителя, который сможет качественно, в кротчайшие сроки и по максимально выгодной цене выполнить государственный заказ. И в теории звучит здорово: компания с наилучшим бэкграундом, способная быстро и дешево выполнить работы побеждает своих соперников и заинтересованная в дальнейшем сотрудничестве, естественно, под контролем специальных инстанций, справляется со своими задачами. Государство же экономит деньги в бюджете и получает новый объект инфраструктуры.
Проблемой же становится отсутствие финансовой заинтересованности госслужб. Потому в 2007 году выходит поправка в законе, где расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика». То есть на конкурс заявляется одна компания, способная выполнить заказ за 80 рублей, из бюджета выделено 100 рублей, 20 же возвращаются в карман разыгрывающих. Могут ли в эту схему вписываться компании способные сделать за 70? Да. Готовы ли они будут отдать 30? не факт. Готовы ли они без "удешевления" материала — как это было в известном в Питере "трубном деле" — выполнить работы? тоже не факт. Поэтому чаще всего поставщики — это знакомые или родственники заказчиков. Они отдадут, сами заработают и их прикроют в случае шумихи.
В конечном итоге, страдает качество, а точнее граждане.
Трубы теплосети рвутся с наступлением зимы, дороги разрушаются — жители падают в ямы и получают ожоги, люди гибнут в автомобильных авариях. По окончании года выходит отчет генпрокурора Чайки о потерях из-за коррупции с сумасшедшими цифрами в 148 млрд. А в новом году из бюджета выделяются новые средства и все по новой.
Знает ли об этом президент? да, наверняка. Как он это комментирует мы видели. Более того, за неделю до пресс-конференции Шойгу запрашивает проведение госзакупок на 1 млрд рублей без публикации, чтобы поставщики остались в тайне. А вслед за этим Медведев выходит с предложением, чтобы все госзакупки проводить тайно. Такая реакция правительства наводит на мысль, что мы двигаемся в противоположную от правильной сторону в разрешении этого вопроса, вопроса краеугольного в борьбе с коррупцией.