Найти тему
starcom68

Ядерный арсенал Себеж-5. Хранилище 6

Продолжаем рассказ об интереснейшем объекте времен "холодной войны" в/ч 42644, более известной как ядерный арсенал "Себеж-5" 12-го ГУ МО СССР и расположенной на самой границе с Евросоюзом. Его мы с коллегами как-то посетили в рамках проекта "Забытые крепости ХХ века"музея-заповедника Изборск.
В предыдущих репортажах мы осмотрели
перегрузочную площадку, вертолетку, поцеловали закрытые двери ЗКП и проехали на территорию зоны хранения и обслуживания специзделий. Хранилище 2 блока 2 было первым знакомством с технологией хранения ядерных боеприпасов.
От хранилища 2 мы проехали по кольцевой бетонке к соседнему под номером 6. Сейчас, когда представляешь общий замысел площадки все просто и логично, но тогда мы тыкались как слепые котята. Хранилище 6 существенно отличалось от предыдущего и располагалось между однотипными хранилищами 2 и 3. Странный порядок цифр? Но этому есть свое объяснение.

 К хранилищу 6 мы подъехали со стороны запасного входа, приняв его изначально за главный по причине массивности и сохранившегося "курятника". Обратите внимание как выполнены петли ворот и как они дополнительно укреплены цепями.
К хранилищу 6 мы подъехали со стороны запасного входа, приняв его изначально за главный по причине массивности и сохранившегося "курятника". Обратите внимание как выполнены петли ворот и как они дополнительно укреплены цепями.
"Курятник" здесь сохранился полностью и мы открыв дверь были немало удивлены обнаружив в нем легковую машину. Хозяин под потолком трудился с ножовкой и гаечными ключами над разборкой двигателя кран-балки.
"Курятник" здесь сохранился полностью и мы открыв дверь были немало удивлены обнаружив в нем легковую машину. Хозяин под потолком трудился с ножовкой и гаечными ключами над разборкой двигателя кран-балки.
Мы попробовали войти вовнутрь, но поднимающиеся мостки были сданы в утиль, а прыгать через яму в створе бетонного затвора не хотелось. Здесь на затворе сохранилась надпись: "СТОЙ! Проход и провоз груза до полной остановки ворот запрещен!"
Мы попробовали войти вовнутрь, но поднимающиеся мостки были сданы в утиль, а прыгать через яму в створе бетонного затвора не хотелось. Здесь на затворе сохранилась надпись: "СТОЙ! Проход и провоз груза до полной остановки ворот запрещен!"
Ставень внешней декоративной двери
Ставень внешней декоративной двери
Предупреждающая табличка о соблюдении правил техники безопасности при работе с кран-балкой
Предупреждающая табличка о соблюдении правил техники безопасности при работе с кран-балкой
Тут нам сделалось неуютно, соседство с мародером не располагало к созерцанию и мы решили, выехав на бетонку, подъехать с главного входа. Главный вход существенно разграблен - кран-балки и след простыл. Но здесь можно было спокойно оставить машины и углубиться внутрь сооружения
Тут нам сделалось неуютно, соседство с мародером не располагало к созерцанию и мы решили, выехав на бетонку, подъехать с главного входа. Главный вход существенно разграблен - кран-балки и след простыл. Но здесь можно было спокойно оставить машины и углубиться внутрь сооружения
Рядом с входом размещена очередная предупреждающая надпись. Расшифровать ее я затрудняюсь. Что-то типа: "Выполняй команду только водителя.... стропальщика... каждого". Может быть у вас получится?
Рядом с входом размещена очередная предупреждающая надпись. Расшифровать ее я затрудняюсь. Что-то типа: "Выполняй команду только водителя.... стропальщика... каждого". Может быть у вас получится?
Для стремянок было определено свое место
Для стремянок было определено свое место
Проходим вовнутрь хранилища не через ворота, прикрытые тремя расположенными друг за другом железобетонными воротами (затворами), а через расположенный сбоку проход для обслуживающего персонала. Идем по уже знакомому коридору. Справа расположены круглые лазы для обслуживания закрывающих въезд затворов. Здесь сохранилась герметичная крышка, за которой виден торец затвора.
Проходим вовнутрь хранилища не через ворота, прикрытые тремя расположенными друг за другом железобетонными воротами (затворами), а через расположенный сбоку проход для обслуживающего персонала. Идем по уже знакомому коридору. Справа расположены круглые лазы для обслуживания закрывающих въезд затворов. Здесь сохранилась герметичная крышка, за которой виден торец затвора.
Оборачиваемся назад и делаем кадр коридора по которому только что прошли
Оборачиваемся назад и делаем кадр коридора по которому только что прошли
Слева несколько помещений. В помещении поста 8 уцелели блоки систем охраны и пожарной сигнализации "Гамма" и "Топаз"
Слева несколько помещений. В помещении поста 8 уцелели блоки систем охраны и пожарной сигнализации "Гамма" и "Топаз"
Знакомое помещение холодильного центра ХМ МКТ-20-02. Только здесь оно расположено не в приямке (небольшом заглубленном помещении ниже основного уровня), а на уровне хранилищ, там где в предыдущем сооружении была расположена система вентиляции и кондиционирования. Ага, подумали мы, - еще одно отличие. А где система кондиционирования?
Знакомое помещение холодильного центра ХМ МКТ-20-02. Только здесь оно расположено не в приямке (небольшом заглубленном помещении ниже основного уровня), а на уровне хранилищ, там где в предыдущем сооружении была расположена система вентиляции и кондиционирования. Ага, подумали мы, - еще одно отличие. А где система кондиционирования?
 Компрессор холодильной машины ХМ2-ХВ-20-II безжалостно срезан мародерами
Компрессор холодильной машины ХМ2-ХВ-20-II безжалостно срезан мародерами
Одна из паннелей управления
Одна из паннелей управления
На стене висела Схема фреоновых трубопроводов холодильной машины ХМ2-ФВ-20-II
На стене висела Схема фреоновых трубопроводов холодильной машины ХМ2-ФВ-20-II
Осмотрев технические помещения и озадачившись отсутствием системы вентиляции и кондиционирования воздуха, мы проходим в зону хранения - туда, куда через ворота попадают специзделия, разгружаемые перед главным входом. Ввозят их на тележках по проложенным в хранилище рельсам. На переднем плане срезанный поворотный круг, на котором тележка поворачивалась под прямым углом для дальнейшего следования к месту складирования специзделий. Ага, здесь тоже все по другому. Первое, что мы замечаем - лестница вверх на второй уровень. Да и отсеков хранилищ три, а не восемь как было в предыдущем сооружении. Расположены они только с правой стороны центрального помещения ("фойе"). Дальнее от входа хранилище имело запасной выезд, к которому мы первоначально подъехали.
Осмотрев технические помещения и озадачившись отсутствием системы вентиляции и кондиционирования воздуха, мы проходим в зону хранения - туда, куда через ворота попадают специзделия, разгружаемые перед главным входом. Ввозят их на тележках по проложенным в хранилище рельсам. На переднем плане срезанный поворотный круг, на котором тележка поворачивалась под прямым углом для дальнейшего следования к месту складирования специзделий. Ага, здесь тоже все по другому. Первое, что мы замечаем - лестница вверх на второй уровень. Да и отсеков хранилищ три, а не восемь как было в предыдущем сооружении. Расположены они только с правой стороны центрального помещения ("фойе"). Дальнее от входа хранилище имело запасной выезд, к которому мы первоначально подъехали.
В противоположном от главного входа конце "фойе" расположено небольшое помещение, куда ведут рельсы. Странно. Мы проходим туда и оборочиваемся. На фото виден главный вход в хранилище, три поворотных круга, напротив каждого из трех хранилищ. Справа - описанные выше технические помещения с холодильной установкой. А теперь обратим внимание на свисающий сверху трос и посмотрим вверх.
В противоположном от главного входа конце "фойе" расположено небольшое помещение, куда ведут рельсы. Странно. Мы проходим туда и оборочиваемся. На фото виден главный вход в хранилище, три поворотных круга, напротив каждого из трех хранилищ. Справа - описанные выше технические помещения с холодильной установкой. А теперь обратим внимание на свисающий сверху трос и посмотрим вверх.
 Опаньки! Над нами мощнейшая кран-балка, грузоподъемностью не менее 10 тонн. В этом помещении специзделия с помощью кран-балки поднимались на верхний уровень и по виднеющемуся проходу на тележках катились в еще одно хранилище. Предупреждающая табличка советует проверить крепление груза на тележке.
Опаньки! Над нами мощнейшая кран-балка, грузоподъемностью не менее 10 тонн. В этом помещении специзделия с помощью кран-балки поднимались на верхний уровень и по виднеющемуся проходу на тележках катились в еще одно хранилище. Предупреждающая табличка советует проверить крепление груза на тележке.
 Интересный кронштейн закреплен на межэтажном перекрытии. На втором фото вид на помещение с кранбалкой уже со второго уровня, куда мы поднялись по лестнице. Слева рабочее место оператора кран-балки. Попробовали включить рубильник, но ничего не происходило - сооружение давно обесточено.
Интересный кронштейн закреплен на межэтажном перекрытии. На втором фото вид на помещение с кранбалкой уже со второго уровня, куда мы поднялись по лестнице. Слева рабочее место оператора кран-балки. Попробовали включить рубильник, но ничего не происходило - сооружение давно обесточено.
 Еще раз подъемное устройство кран-балки крупным планом. На площадке расположены двигатели для перемещения по направляющим иподъема груза, а так же мощная лебедка
Еще раз подъемное устройство кран-балки крупным планом. На площадке расположены двигатели для перемещения по направляющим иподъема груза, а так же мощная лебедка
Проходим в первое большое помещение второго уровня и осматриваемся при свете фонарей. Свет с поверхности сюда практически не попадает. Прямо перед нами помещение с кран-балкой и шахтой на первый уровень. Справа небольшие технические помещения, через одно из которых по лестнице мы сюда попали. Рядом с ними за правым обрезом кадра хранилище. Слева проходы в многочисленные технические помещения
Проходим в первое большое помещение второго уровня и осматриваемся при свете фонарей. Свет с поверхности сюда практически не попадает. Прямо перед нами помещение с кран-балкой и шахтой на первый уровень. Справа небольшие технические помещения, через одно из которых по лестнице мы сюда попали. Рядом с ними за правым обрезом кадра хранилище. Слева проходы в многочисленные технические помещения
В двух небольших помещениях справа расположены две дополнительные вентиляционные установки, лестница на нижний уровень и зачем-то раковина
В двух небольших помещениях справа расположены две дополнительные вентиляционные установки, лестница на нижний уровень и зачем-то раковина
 Рядом с помещениями проход в единственное хранилище второго уровня
Рядом с помещениями проход в единственное хранилище второго уровня
Внутри просторно и пустынно. Специзделий обнаруженно не было
Внутри просторно и пустынно. Специзделий обнаруженно не было
Поворотный круг в углу центрального помещения на котором разворачивали тележки со специзделиями. Круг почти в идеальном состоянии. Что означают буквы НП я не знаю
Поворотный круг в углу центрального помещения на котором разворачивали тележки со специзделиями. Круг почти в идеальном состоянии. Что означают буквы НП я не знаю
Рядом с центральным штырем поворотного круга чудом сохранился шильдик:
УЧЕТНЫЙ № 141
ГРУЗОПОД 10000 кг
ДАТА ОЧЕРЕД ТО
ПОЛНОГО 11.05.93
Есть и другие даты. Самая поздняя 1998 год. Судя по всему, ежегодно перебивали год после ТО
Рядом с центральным штырем поворотного круга чудом сохранился шильдик: УЧЕТНЫЙ № 141 ГРУЗОПОД 10000 кг ДАТА ОЧЕРЕД ТО ПОЛНОГО 11.05.93 Есть и другие даты. Самая поздняя 1998 год. Судя по всему, ежегодно перебивали год после ТО
 Рядом с кругом сиротливо валяется пара резиновой обуви для проведения электротехнических работ с высоким напряжением. На клейме надпись: "№ 51-15 годно выше I кв до 5.10.98 г"
Рядом с кругом сиротливо валяется пара резиновой обуви для проведения электротехнических работ с высоким напряжением. На клейме надпись: "№ 51-15 годно выше I кв до 5.10.98 г"
Проходим в анфиладу боковых помещений. Планировка их достаточно путанная, кое где пол разобран для выемки кабелей и проход затруднен.
Проходим в анфиладу боковых помещений. Планировка их достаточно путанная, кое где пол разобран для выемки кабелей и проход затруднен.
Через разбитое окно из оргстекла в соседней комнате мы увидели нечто интересное
Через разбитое окно из оргстекла в соседней комнате мы увидели нечто интересное
Это помещение дизель-электростанции или ДЭС. В центре зала был расположен дизельный двигаетль и генератор. На задней стенке система трубопроводов и баки для воды и масла
Это помещение дизель-электростанции или ДЭС. В центре зала был расположен дизельный двигаетль и генератор. На задней стенке система трубопроводов и баки для воды и масла
Красивые фотографии Дмитрия Шелехова. Здесь видел сохранившийся керамический остов разграбленного генератора
Красивые фотографии Дмитрия Шелехова. Здесь видел сохранившийся керамический остов разграбленного генератора
Вид с другого ракурса
Вид с другого ракурса
Когда-то здесь стоял дизель
Когда-то здесь стоял дизель
Бак для масла МГ-20. Странно, но это масло обычно используется в гидравлических системах. Как оно могло применяться здесь - для меня загадка. На баке установлено простейшее устройство для замера уровня масла. Внутри поплавок. К нему, протянутой через блок веревочкой, привязана стрелка, отмечающая уровень масла на внешней поверхности бака в зеркальном отображении.
Бак для масла МГ-20. Странно, но это масло обычно используется в гидравлических системах. Как оно могло применяться здесь - для меня загадка. На баке установлено простейшее устройство для замера уровня масла. Внутри поплавок. К нему, протянутой через блок веревочкой, привязана стрелка, отмечающая уровень масла на внешней поверхности бака в зеркальном отображении.
Изучаем устройство указателя уровня уже на баке сводой
Изучаем устройство указателя уровня уже на баке сводой
Какой-то непонятный разбитый прибор
Какой-то непонятный разбитый прибор
Проходим в соседнее помещение уже знакомой по предыдущему сооружению системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Основу системы составляет промышленный кондиционер КД-10 производительностью 10 тыс. куб. м воздуха в час. С 1956 года такие кондиционеры производил Домодедовский машиностроительный завод, а так же Харьковский завод кондиционеров. Кондиционер применяется для тепловлажностной обработки воздуха. Поступающий с поверхности воздух сначала проходит через систему фильтрации (в случае применения оружия массового поражения), а затем уже в кондиционере в зависимости от необходимости нагревается или охлаждается и увлажняется, а потом по воздуховодам разводится по всем помещения хранилища.
Ближний шибер вентиляционной системы В 2 закрывает шибер с надписью БАЙПАС. Байпас в данном случае это такой воздуховод, по которому воздух идет в обход системы подготовки воздуха и кондиционирования. Это нужно, чтобы в случае аварийной ситуации или ремонта системы, воздух поступал в помещения хранилища.
Проходим в соседнее помещение уже знакомой по предыдущему сооружению системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Основу системы составляет промышленный кондиционер КД-10 производительностью 10 тыс. куб. м воздуха в час. С 1956 года такие кондиционеры производил Домодедовский машиностроительный завод, а так же Харьковский завод кондиционеров. Кондиционер применяется для тепловлажностной обработки воздуха. Поступающий с поверхности воздух сначала проходит через систему фильтрации (в случае применения оружия массового поражения), а затем уже в кондиционере в зависимости от необходимости нагревается или охлаждается и увлажняется, а потом по воздуховодам разводится по всем помещения хранилища. Ближний шибер вентиляционной системы В 2 закрывает шибер с надписью БАЙПАС. Байпас в данном случае это такой воздуховод, по которому воздух идет в обход системы подготовки воздуха и кондиционирования. Это нужно, чтобы в случае аварийной ситуации или ремонта системы, воздух поступал в помещения хранилища.
Мощные приточные вентиляторы системы пока еще на своем месте, но двигатели уже исчезли
Мощные приточные вентиляторы системы пока еще на своем месте, но двигатели уже исчезли
Система трубопроводов с пояснительными надписями. Как я понял, в штатном режиме воздух подогревался с помощью электричества, а в аварийном - водой от системы охлаждения дизель-генератора. Отопительного котла мы не нашли.
Система трубопроводов с пояснительными надписями. Как я понял, в штатном режиме воздух подогревался с помощью электричества, а в аварийном - водой от системы охлаждения дизель-генератора. Отопительного котла мы не нашли.
Шкафы управления со схемами установки. Для чего здесь нужен логометр - прибор для измерения соотношения сил двух электрических токов, я не не знаю.
Шкафы управления со схемами установки. Для чего здесь нужен логометр - прибор для измерения соотношения сил двух электрических токов, я не не знаю.
Еще один раздербаненный шкаф. Примечателен наличем инструкции по открытию клапана в случае отключения электроэнергии
Еще один раздербаненный шкаф. Примечателен наличем инструкции по открытию клапана в случае отключения электроэнергии
 Различные переключатели
Различные переключатели

Подведем небольшой итог. Мы осмотрели два хранилища под номерами 2 и 6. Хранилище 2 расположено в одном уровне и имеет 8 камер для харанения специзделий, систему вентиляции и кондиционирования воздуха, систему охлаждения (холодильная установка заглублена в приямок). Хранилище 6 существенно отличается по конструкции. Оно расположено в двух уровнях, имеет всего 4 камеры для хранения специзделий, собственную систему вентиляции и кондиционирования, холодильную установку и дизель-электростанцию. ДЭС снабжала электричеством в случае нештатной ситуации не только хранилище 6, но и соседние однотипные хранилища под номерами 2 и3, не имеющие своей ДЭС. Все три хранилиза были конструктивно и организационно объединены в один блок под номером 2.

Продолжение следует.
Фотографии Алексей Старкова и
Дмитрия Шелехова сделаны в октябре 2010 года

Репортаж полностью смотрите в моем блоге starcom68

#coldwar #Себеж #ЯО