Это сегодня не вполне про рекламу, скорее про интернет-бизнес, а еще тут будет много линков на старые тектсы.
Многие старожилы помнят, что когда-то давно я придумал и презентовал то, что потом в штатах заново придумали и Foursquare. Ну или у меня слизали, не суть. Не думаю, что слизали. А вот сегодня я почитал стенания, что мол вот, когда-то давно люди за два года до Убера придумали Убер, и все инвесторы их послали, вымогали взятку в 95% отката, и если бы не злые инвесторы, то был бы Убер у нас.
А еще там рядом упоминается чувак, который придумал что-то крутое для Газпрома, но Газпром его послал, чувак, чтобы не умереть с голоду, уехал в Германию, там это продал и Газпром, в итоге, покупает это в Германии сильно дороже, потому как оказалось нужно.
На самом деле, это все канонический спич про идею, которую не покупают, а покупают реализацию. Как раз в прошлый раз писал, на случай если кто не читал, напоминаю:
http://telegra.ph/Idei-kotorye-nam-pytayutsya-vparit-05-07
Это с одной стороны. А с другой, все что я хотел сказать про "инвесторов", я уже сказал аж в 2011 году: http://msado.livejournal.com/1993863.html
И, глобально, оно с тех пор не особо поменялось.
Но это все подводка и сегодня чуть про другое.
Вопрос. А вот если бы инвесторы дали тогда денег, парни бы сделали Убер? Ну вот так, положа руки на сердце? Да вот хер бы они его сделали.
Я это дело называю Эффектом Рублевки.
Был (да в общем и есть) у меня не сильно близкий приятель, который, в силу имущественного положения родителей, жил на Рублевке. Парень он был вполне толковый, но при этом никакого особенного образования или глобальных планов не имел. Ему и не надо было - его кормила сама Рублевка. Через пару домов от него жил кто-то из ГАИ-шного генералитета, еще подальше еще кто-то там, я уже не помню деталей, но суть в том, что чел торговал всякими блатными номерами, разрешениями на мигалки, решениями вопросов, короче, торговал своим доступом к соседям.
Ему было достаточно жить в правильном месте, чтобы обеспечить себе вполне безоблачную жизнь.
Если абстрагироваться от специфики этой байки, то методологически мы можем сформулировать нехитрое правило – существуют среды, попадание в которые обеспечивает успешность проектов, даже при отсутствии значимого кол-ва необходимых ресурсов, а еще точнее, служа источником разнородных ресурсов самостоятельно.
В сочетании со всем ранее упомянутым и ранее написанным, мы получим слежующее: нусмотря на безмерную гордость того, что условные Мы-Россияне придумали первыми Убер, никаких шансов сделать из них компанию с "капитализацией" больше чем у Газпрома у нас НЕ БЫЛО. Вне зависимости от того, принесли бы нам инвесторы денег или нет. Увы и ах, мы живем не на "мировой Рублевке", поэтому большое кол-во вещей, достающихся американским стартапам "даром", нам приходится поднимать ценой, которая делает большинство проектов нерентабельными.
Я замечу, это не скулеж по тому, что надо валить или что мы живем не в той стране, это простая фиксация того, что нам стоит учитывать, когда мы проектируем что-то новое.
Во-первых, надо точно понимать, что любая "Рублевка" относительна. Любая территория жизни дает свои специфические ресурсы. Умение их находить и эксплуатировать – суть основа предпринимательства.
Во-вторых, интернет формирует новые границы, в которых границы территории могут быть обозначены по-другому. Это, само по себе, очень интересный момент, каким образом психология связана с экономикой, например.
Вот смотрите. Мы уже довольно давно обсуждаем, что игры, особенно сетевые, обеспечивают эскапизм совершенно нового уровня, когда человек может радикально оторваться от реального мира и не испытывать при этом особых неудобств. И тут же мы в дополнение к этому получаем "новые границы", когда киберспорт собирает подростков со всего мира, не сильно привязываясь к их месту жительства.
На самом деле, это конечно же не вполне и не целиком так, я в курсе, что утрирую, что и понятно, эскпаируется только часть участников киберспортивной движухи, деньги и бизнес все равно имеет территориальные привязки и всякое такое. Но при этом нельзя не обратить внимание, что погруженность в границы "виртуальной Рублевки", которые создаются уже игрой, а не местом жительства, начинают давать, методологически, те же эффекты, что и физическое проживание на ресурсной территории.
Практические выводы тут достаточно несложные: беря за образцы подражания американские стартапы, вы игнорируете ресурсную структуру своей территории, как реальной, так и виртуальной, кстати. В этом месте, причем, важны не только доступы к финансовым и структурным ресурсам, но и наличие, например, платежеспособного спроса, традиций специфического расхода личных денег и многое-многое другое.
Одновременно с этим, надо понимать, что простое перемещение на территорию необходимых ресурсов совершенно не обязательно предоставляет вам необходимые ресурсы, проводите аналогии с захватчиками, чужаками, выскочками-нуворишами и всяким таким. На территории недостаточно просто жить, надо быть еще и своим.
Написано для канала https://telegram.me/mammont_shit