Найти тему
starcom68

"Сковорода" от танка МС-1 (Т-18) и ее судьба

Летом 2009 года фонды музея-заповедника Изборск пополнились уникальным экспонатом – крышкой башенного люка танка МС-1 (Т-18). В технической документации на танк Т-18 эта крышка называется "колпак вышки".

Артефакт был передан в музей местным жителем Анатолием Будановым. Сам процесс передачи освещало местное телевидение. Крышка люка происходит от танка МС-1 установленного в качестве БОТ № 102 в Псковской УП в 1936 году. С периода оккупации и до настоящего времени крышка использовалась в хозяйстве Анатолия как емкость для замешивания строительного раствора и благодаря этому избежала участи быть сданной в металлолом.
Сами же редчайшие танки Псковского укрепрайона, установленные в качестве долговременных огневых точек, были порезаны и сданы в металлолом еще в послевоенный период и в 90-е годы. Сразу после войны их подрывали и вывозили на лошадях. В 90-е годы пришла очередь автогена и трактора. Из 959 выпущенных к началу 30-х годов ХХ века танков МС-1 сохранилось, в том или ином виде, в разных музеях страны 14 экземпляров. Один корпус имеется в Польше. Все они представляют собой вытащенные из укрепрайнов корпуса со сделанной из подручных материалов ходовой частью, мало напоминающей оригинальную.

-2
-3
-4

Вот так крышка люка выглядела на танке МС-1. На чертеже представлена модификация МС-1 1930 года из статьи М.Свирина и А.Бескурникова Первые советские танки. Мне кажется что запорное устройство крышки нарисовано не с той стороны. Крышка должна открываться назад, а не вперед как показано.

-5

Примерно так танки МС-1 могли выглядеть на позиции в Псковском УРе в 1941 году. Фотографии и чертеж установки танка в срубную конструкцию взяты из Denkschrift uber die Russische Landesbefestigungen.

-6

-7

И вот настало время перед выставкой привести крышку люка в порядок.
Вот так она выглядела до очистки. Фотографии Константина Богданова.

-8
-9
-10
-11

Благодаря Александру Щербакову - директору ООО "Автогруз +"  крышка была очищена от налипшего на нее слоя цементного раствора при помощи пескоструя. Стали видны мелкие детали запорного устройства и петли, ранее скрытые под слоем цемента.
Крышка люка после обработки пескоструем. Пескоструйщик ООО "Автогруз +" - Вячеслав.

-12
-13

На внутренней стороне стала видна пластина защелки.

-14
-15

Грунтовка - промежуточная сушка. Маляр ООО "Автогруз +" - Александр за работой.

-16

Сушка и конечный результат

-18
-19

Работы по очистке и консервации люка проводит псковское ООО "Автогруз +" специализируещеся на ремонте и продаже большегрузных автомобилей.
Музей-заповедник Изборск выражает искреннюю благодарность сотрудникам ООО, мастеру Роману и директору Александру Щербаку за помощь подготовке люка к выставке.

Для крышки люка был изготовлен специальный разборный каркас. Вот так крышка люка выглядела на выставке

-20

Продолжение истории по танку МС-1 будет размещено здесь чуть позже.
PS: для любителей копанины: танков и сковородок в Псковском УРе больше нет - искать бесполезно.

Оригинал репортажа в моем блоге starcom68

Фото мои, если не указано иное

#МС-1 #Танки #Артефакты #Музеи #Псковский УР #Изборск