На протяжении веков фамильное серебро была гордостью любой семьи с глубокими корнями. О том, как начать коллекционировать старую европейскую серебряную утварь и каких ошибок при этом следует избегать, а также об особенностях рынка русского серебра рассказывают эксперты – Тьерри де Лашез и Татьяна Барышева.
Терри де Лашез, руководитель отдела серебра парижского отделения аукционного дома «Sotheby’s»:
«Если ваша цель – выгодное вложение, то собирать произведения искусства из серебра не имеет смысла. Дохода они не приносят. Обычно серебром интересуются из вполне практических соображений – скажем, украсить праздничный стол изящными столовыми приборами. Но я знаю многих людей, собирающих серебро просто из любви к прекрасному. Очень часто аристократические семьи пополняют фамильные коллекции. Бывает и так, что наследники таких собраний решают выставить их на продажу, при этом понятия не имея об истинной стоимости вещей. Когда мне попадает в руки предмет, на протяжении веков хранившийся в одном и том же замке, и я вижу, что дороже чем за 10–15 тысяч евро его сейчас не продать, то всегда уговариваю продавца повременить со сделкой.
Начинающему коллекционеру я посоветовал бы прежде всего определить для себя эпоху, которая его интересует, и сосредоточиться именно на этом периоде. Если вы решили собирать, например, серебро XVIII века, то на предложения купить более позднюю вещь в стиле восемнадцатого столетия уже не откликайтесь. Также мне представляется бессмысленным собирать какой-то один тип предметов. Я знаю примеры коллекций солонок или же супниц – такие собрания неэстетичны и не передают духа времени. К тому же именно отдельные предметы чаще всего падают в цене. Сегодня список невостребованных вещей, которые к тому же стремительно падают в цене, возглавляют кофейники.
Мне кажется, неофитам следует обратить внимание на серебро эпохи ампир или на вещи, сделанные при Наполеоне III. Они очень декоративны и на рынке представлены довольно широко. Что же касается французского серебра XVII–XVIII веков, то это чрезвычайная редкость. В то время, как только опустошалась государственная казна, и сам монарх, и вся приближенная ко двору аристократия отдавали свою утварь в переплавку, чтобы пополнить финансовые запасы страны. Таких королевских переплавок было три. А потом настала Великая французская революция. Низвергатели основ с серебряными вещами тоже особенно не церемонились, частично пустив их в печь, частично распродав. Самыми прозорливыми тогда оказались англичане, скупившие самые интересные вещи. Но даже несмотря на это, ни одного подлинного серебряного предмета с королевским гербом до сих пор не обнаружено.
Во Франции еще можно найти фамильное серебро провинциальной аристократии: вдали от столицы королевским призывам, как правило, не следовали. Сегодня многие коллекционеры сосредоточили свое внимание именно на этих семейных реликвиях, которые зачастую стоят даже дороже работ известных столичных мастеров. А в пресловутых переплавках специалисты видят не только отрицательный, но и положительный момент: вынужденные каждый раз начинать с нуля, ювелиры улучшали художе-ственное качество. Благодаря этому уцелевшее французское серебро особенно изысканно и ценно с эстетической точки зрения.
Я предостерег бы коллекционеров от покупки итальянского серебра: эта область славится обилием фальшивок. В своем деле итальянские фальсификаторы достигли таких высот, что даже крупному эксперту с трудом удается отличить подделку от оригинала. Кроме французских вещей, высоко ценится и старое немецкое серебро. Испанское же, напротив, отличается грубостью и менее всего котируется на рынке».
Татьяна Барышева, начальник русского отдела и отдела серебра аукционного дома «Tajan»:
«Рынок русского серебра – один из самых старых. Четверть века назад, когда никакого ажиотажа вокруг русского искусства не наблюдалось, серебро уже пользовалось покупательским спросом. За последние же десять лет рынок заметно взлетел. Цены неуклонно растут, покупатели рассматривают серебряные изделия и как вещи, радующие глаз, и как хорошую инвестицию. Есть две категории интересующихся этим видом искусства: коллекционеры и дилеры. Исторические вещи с хорошим провенансом, редко появляющиеся на рынке, идут напрямую в коллекции. Серебро декоративное, не превышающее по цене 20–40 тысяч евро, покупают на торгах в Европе арт-дилеры, которые потом поставляют их в российские антикварные салоны.
Коллекционированием русского серебра, как правило, занимаются люди просвещенные: собирательство такого рода требует глубоких знаний истории искусства. Серьезные коллекционеры интересуются юбилейными блюдами, бюварами с дарственными надписями, именными подарками видным деятелям. Особое место занимает серебряная скульптура, в частности изображения военных или императоров. Что же касается серебряной утвари, то для ее приобретения совсем не обязательно обладать заоблачными средствами – именно поэтому изящные старинные ложки и декоративное столовое серебро, обильно представленные на рынке, пользуются заслуженным успехом. Однако здесь надо быть особенно осторожным и по возможности консультироваться с хорошим экспертом. Портсигары Фаберже, например, излюбленный объект производителей подделок. Ассортимент фальшивок портсигарами, разумеется, не ограничивается: на рынке нередко появляются подделки известных мастеров – Овчинникова, Сазикова, Хлебникова».
Как испанка Анита Дельгадо стала супругой индийского махараджи? Можно считать, что ей просто повезло. Анита родилась в Малаге, а в шестнадцать лет отправилась в Мадрид, где работала танцовщицей, используя природную пластичность и красоту. Удача улыбнулась ей, когда девушка выступала в «Café Central-Kursaal» в день свадьбы короля Испании. На торжества съехались аристократы всего мира, среди гостей оказался и махараджа Жагатит Сингх Капуртала. Он онемел от красоты Аниты и сделал ее своей пятой женой. В этой роли Анита Дельгадо прославилась благотворительной деятельностью и любовью к драгоценностям. Через восемнадцать лет брак, увы, распался, а среди отступного при разводе госпожа Дельгадо получила уникальные ювелирные изделия: ожерелье в стиле ар деко с редчайшим изумрудом и бриллиантами, бриллиантовую брошь времен бель-эпок (£ 20–30 тыс.), клипсы и брошь с сапфирами и бриллиантами (£ 10–15 тыс.), рубиновый кулон (£ 40–50 тыс.)… После ее смерти все это и многое другое унаследовал ее единственный сын, продавший коллекцию матери сегодняшнему владельцу. Тот в свою очередь выставил сокровища на торги аукционного дома «Christie’s». Дата для аукциона выбрана самая подходящая – в разгар предрождественской лихорадки.