Найти в Дзене
Instyle

Соц-арт. искусство России

Имя Ларри Гагосяна обычно сопровождается самыми громкими эпитетами: он и легенда, и тяжеловес арт-рынка, и самый влиятельный галерист. Последнее положение подтвердил список самых авторитетных людей в мире искусства за 2007 год, опубликованный в журнале «ArtReview». Гагосян в этом рейтинге занял почетное второе место, уступив первенство лишь владельцу аукциона «Christie’s» Франсуа Пино. Сын армянских эмигрантов, Ларри начал свой бизнес с продажи постеров. Сегодня у Гагосяна галереи в Риме, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (где живет и он сам). Он настоящий гений выгодной сделки – несколько лет назад, например, продал полотно Пита Мондриана за десять миллионов долларов. Минувшей осенью Ларри Гагосян привез в Москву произведений искусства на общую сумму в $ 90 млн. Это была подборка из самых что ни на есть громких имен современного искусства: Дэмиена Хёрста, Джеффа Кунса, Сесили Браун, Сая Твомбли, Ричарда Сера, Трейси Эмин, Ричарда Принса, Марка Ньюсона. Нынешних звезд поддерживала

Имя Ларри Гагосяна обычно сопровождается самыми громкими эпитетами: он и легенда, и тяжеловес арт-рынка, и самый влиятельный галерист. Последнее положение подтвердил список самых авторитетных людей в мире искусства за 2007 год, опубликованный в журнале «ArtReview». Гагосян в этом рейтинге занял почетное второе место, уступив первенство лишь владельцу аукциона «Christie’s» Франсуа Пино.

Такаши Мураками. Цветочный мяч, 2006
Такаши Мураками. Цветочный мяч, 2006

Сын армянских эмигрантов, Ларри начал свой бизнес с продажи постеров. Сегодня у Гагосяна галереи в Риме, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (где живет и он сам). Он настоящий гений выгодной сделки – несколько лет назад, например, продал полотно Пита Мондриана за десять миллионов долларов.

Дэмиен Хёрст.  Происхождение Мидаса, 2007 г.
Дэмиен Хёрст. Происхождение Мидаса, 2007 г.

Минувшей осенью Ларри Гагосян привез в Москву произведений искусства на общую сумму в $ 90 млн. Это была подборка из самых что ни на есть громких имен современного искусства: Дэмиена Хёрста, Джеффа Кунса, Сесили Браун, Сая Твомбли, Ричарда Сера, Трейси Эмин, Ричарда Принса, Марка Ньюсона. Нынешних звезд поддерживала старая гвардия первого ряда: Пикассо, Уорхол, Ротко, Лихтенштейн, Миро. Из наших был Илья Кабаков. Пожалуй, столь впечатляющей коллекции – как по составу, так и по количеству работ – в России еще не показывали.

. Марк Ньюсон.
. Марк Ньюсон.

Выставка под названием «Проникновение?» проходила в офисе для vip-клиентов «Альфа-банка» в «Barvikha Luxury Village». Организатором мероприятия выступил закрытый клуб «Prime Concept».

Том Фридман. Робот, 2007 г.
Том Фридман. Робот, 2007 г.

Из трехсот его членов большинство – коллекционеры, и, надо думать, именно потенциальные клиенты из этого списка и подстегнули господина Гагосяна запустить пробный шар, выставившись в Подмосковье. Предположений, что со временем выставка может перерасти в галерею и в активе Ларри Гагосяна прибавится еще один адрес – Московская область, деревня Барвиха, галерист не подтверждал, но и не отрицал.

 Пабло Пикассо. Красная юбка, 1901
Пабло Пикассо. Красная юбка, 1901

Открытие выставки «Соц-арт. Политическое искусство России» вызвало в России грандиозную шумиху: творение группы «Синие носы» «Эра милосердия» с целующимися милиционерами и еще ряд работ российских соц-артистов Министерство культуры РФ не допускало до показа в столице Франции.

 Олег Голосий. Девочка со скрипкой, 1991 г.
Олег Голосий. Девочка со скрипкой, 1991 г.

Во время октябрьского вернисажа выставки в Париже главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева заметила: «Сейчас спадет дымовая завеса скандала, страсти улягутся, и всех начнет интересовать только искусство». Она оказалась права. Выставка уже приносит первые плоды: говорят, современным русским искусством заинтересовались западные коллекционеры. Еще полгода назад эксперт аукционного дома «Sotheby’s» Грегуар Бийо утверждал, что современное русское искусство ни европейцы, ни американцы не покупают, потому что в отличие от китайского оно никого не удивляет и является для них чем-то обыденным. Экспозиция в галерее «Мaison Rouge» все расставила по своим местам. Куратор выставки Андрей Ерофеев убежден: подобная масштабная экспозиция обязательно совершит прорыв в восприятии нового искусства России, к тому же, по его мнению, она наглядно доказывает, что вся оригинальность искусства Поднебесной вышла из русского искусства. Решающим фактором стало и то, что владелец фонда современного искусства Антуан де Гальбер мудро подгадал дату открытия выставки к главной французской ярмарке современного искусства «Fiac». Кстати, та самая «Эра милосердия» на ярмарке пользовалась заслуженным успехом публики и коллекционеров. Из покупателей даже выстроилась очередь.

Василий Цаголов. Лебединое озеро, 2007 г.
Василий Цаголов. Лебединое озеро, 2007 г.

Следующим этапом в пропаганде актуального русского искусства стала выставка «Россия–Майами – 2007», которая прошла в декабре на «Miami Design District». На этот раз «агитатором и главарем» проекта стал отдел современного искусства государственного Эрмитажа, а куратором выступила Джулия Сильвестер. В Майами зрители увидели самое свежее из того, что создано нашими соотечественниками. Будет просто необъяснимо, если и после такого массированного налета российского искусства на Европу и Америку коллекционеры не начнут раскупать его как горячие пирожки.

-8

Коллекционерам и антикварам советуем обратить внимание на продажу собрания импрессионистов, которую 14 декабря устраивает в Париже аукционный дом «Piasa». Дому удалось раздобыть солидную коллекцию французского импрессионизма буквально из первых рук: собрание принадлежало известному во Франции композитору и дирижеру, президенту общества защиты авторских прав музыкантов Стефану Шапелье (1884–1966). Премия имени Шапелье до сих пор присуждается молодым музыкантам, но господин этот был известен также своей страстью к живописи. Наследники Шапелье выставили на продажу пятьдесят полотен.

-9

Среди них – пять работ Жан-Луи Форена; топ-лотом торгов названа его каноническая картина «Буфет» 1884 года. Некогда художник расплатился ею за новый костюм со своим портным, затем работа оказалась в коллекции Шапелье, а сегодня эксперты оценивают ее в 500–800 тысяч евро. В коллекции есть еще четыре полотна все того же Форена, их предлагают за более скромные деньги – от 25 до 50 тысяч. Также на торги выставлены скульптура Родена «Убегающий Амур» (50–60 тыс.), три картины Армана Гийомена (их оценили от 40 до 60 тысяч евро каждую), одна, но примечательная работа Иона-Бартольда Йонкинда (ретроспектива его рисунков, кстати, недавно прошла в музее Орсе). Очевидно, потому, что работы продаются парижским аукционным домом, а не англосаксонскими гиган-тами, цены (учитывая конъюнктуру современного рынка) остаются вполне разумными.

На этих же торгах будет представлены работы из других коллекций, среди которых организаторы особо выделяют небольшую вещицу кисти Пьера Боннара «Спящая женщина».