Имя Ларри Гагосяна обычно сопровождается самыми громкими эпитетами: он и легенда, и тяжеловес арт-рынка, и самый влиятельный галерист. Последнее положение подтвердил список самых авторитетных людей в мире искусства за 2007 год, опубликованный в журнале «ArtReview». Гагосян в этом рейтинге занял почетное второе место, уступив первенство лишь владельцу аукциона «Christie’s» Франсуа Пино.
Сын армянских эмигрантов, Ларри начал свой бизнес с продажи постеров. Сегодня у Гагосяна галереи в Риме, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (где живет и он сам). Он настоящий гений выгодной сделки – несколько лет назад, например, продал полотно Пита Мондриана за десять миллионов долларов.
Минувшей осенью Ларри Гагосян привез в Москву произведений искусства на общую сумму в $ 90 млн. Это была подборка из самых что ни на есть громких имен современного искусства: Дэмиена Хёрста, Джеффа Кунса, Сесили Браун, Сая Твомбли, Ричарда Сера, Трейси Эмин, Ричарда Принса, Марка Ньюсона. Нынешних звезд поддерживала старая гвардия первого ряда: Пикассо, Уорхол, Ротко, Лихтенштейн, Миро. Из наших был Илья Кабаков. Пожалуй, столь впечатляющей коллекции – как по составу, так и по количеству работ – в России еще не показывали.
Выставка под названием «Проникновение?» проходила в офисе для vip-клиентов «Альфа-банка» в «Barvikha Luxury Village». Организатором мероприятия выступил закрытый клуб «Prime Concept».
Из трехсот его членов большинство – коллекционеры, и, надо думать, именно потенциальные клиенты из этого списка и подстегнули господина Гагосяна запустить пробный шар, выставившись в Подмосковье. Предположений, что со временем выставка может перерасти в галерею и в активе Ларри Гагосяна прибавится еще один адрес – Московская область, деревня Барвиха, галерист не подтверждал, но и не отрицал.
Открытие выставки «Соц-арт. Политическое искусство России» вызвало в России грандиозную шумиху: творение группы «Синие носы» «Эра милосердия» с целующимися милиционерами и еще ряд работ российских соц-артистов Министерство культуры РФ не допускало до показа в столице Франции.
Во время октябрьского вернисажа выставки в Париже главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева заметила: «Сейчас спадет дымовая завеса скандала, страсти улягутся, и всех начнет интересовать только искусство». Она оказалась права. Выставка уже приносит первые плоды: говорят, современным русским искусством заинтересовались западные коллекционеры. Еще полгода назад эксперт аукционного дома «Sotheby’s» Грегуар Бийо утверждал, что современное русское искусство ни европейцы, ни американцы не покупают, потому что в отличие от китайского оно никого не удивляет и является для них чем-то обыденным. Экспозиция в галерее «Мaison Rouge» все расставила по своим местам. Куратор выставки Андрей Ерофеев убежден: подобная масштабная экспозиция обязательно совершит прорыв в восприятии нового искусства России, к тому же, по его мнению, она наглядно доказывает, что вся оригинальность искусства Поднебесной вышла из русского искусства. Решающим фактором стало и то, что владелец фонда современного искусства Антуан де Гальбер мудро подгадал дату открытия выставки к главной французской ярмарке современного искусства «Fiac». Кстати, та самая «Эра милосердия» на ярмарке пользовалась заслуженным успехом публики и коллекционеров. Из покупателей даже выстроилась очередь.
Следующим этапом в пропаганде актуального русского искусства стала выставка «Россия–Майами – 2007», которая прошла в декабре на «Miami Design District». На этот раз «агитатором и главарем» проекта стал отдел современного искусства государственного Эрмитажа, а куратором выступила Джулия Сильвестер. В Майами зрители увидели самое свежее из того, что создано нашими соотечественниками. Будет просто необъяснимо, если и после такого массированного налета российского искусства на Европу и Америку коллекционеры не начнут раскупать его как горячие пирожки.
Коллекционерам и антикварам советуем обратить внимание на продажу собрания импрессионистов, которую 14 декабря устраивает в Париже аукционный дом «Piasa». Дому удалось раздобыть солидную коллекцию французского импрессионизма буквально из первых рук: собрание принадлежало известному во Франции композитору и дирижеру, президенту общества защиты авторских прав музыкантов Стефану Шапелье (1884–1966). Премия имени Шапелье до сих пор присуждается молодым музыкантам, но господин этот был известен также своей страстью к живописи. Наследники Шапелье выставили на продажу пятьдесят полотен.
Среди них – пять работ Жан-Луи Форена; топ-лотом торгов названа его каноническая картина «Буфет» 1884 года. Некогда художник расплатился ею за новый костюм со своим портным, затем работа оказалась в коллекции Шапелье, а сегодня эксперты оценивают ее в 500–800 тысяч евро. В коллекции есть еще четыре полотна все того же Форена, их предлагают за более скромные деньги – от 25 до 50 тысяч. Также на торги выставлены скульптура Родена «Убегающий Амур» (50–60 тыс.), три картины Армана Гийомена (их оценили от 40 до 60 тысяч евро каждую), одна, но примечательная работа Иона-Бартольда Йонкинда (ретроспектива его рисунков, кстати, недавно прошла в музее Орсе). Очевидно, потому, что работы продаются парижским аукционным домом, а не англосаксонскими гиган-тами, цены (учитывая конъюнктуру современного рынка) остаются вполне разумными.
На этих же торгах будет представлены работы из других коллекций, среди которых организаторы особо выделяют небольшую вещицу кисти Пьера Боннара «Спящая женщина».